Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 3, 2005 Е. А. Кораблева ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ЭКСПРЕССИВНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ Статья представляет собой краткий обзор и анализ некоторых экспрессивных синтаксических средств, используемых в англоязычной журнальной рекламе: пар­ целлированных конструкций, парантетических внесений, эллиптических и номина­ тивных предложений. Данные синтаксические средства рассматриваются с точки зрения их видов и роли в рекламных текстах. Материалом анализа послужили тек­ сты рекламы из современных популярных журналов на английском языке. Изучение рекламных текстов, интерес к которым в последние годы продолжает возрастать, имеет как практическую, так и теоретическую направленность. С точки зрения практики многочисленные исследо­ вания в данной области нацелены на обна­ ружение наиболее эффективных средств воздействия с возможностью дальнейшего использования их в рекламных кампаниях. С теоретической точки зрения лингвис­ тические работы, посвященные рекламе, направлены на изучение особенностей со­ временного языка. В качестве наиболее очевидных языковых изменений, отмечен­ ных при анализе рекламы, а также средств массовой информации и виртуальной ком­ муникации в целом, называются сращение письменных и устных речевых форм и на­ рушение литературной нормы [4]. Резуль­ татом намеренного использования этих тенденций в тексте является повышение его экспрессивности. Экспрессивная функция языка - это способность выражать эмоциональное со­ стояние говорящего, его субъективное от­ ношение к обозначаемым предметам и яв­ лениям действительности [1, 7]. Использо­ вание экспрессивных средств любых уров­ ней способствует тому, чтобы удержать внимание адресата и оказать на него опре­ деленный прагматический эффект. Так как эти две функции являются основными в любом рекламном сообщении, то при изу­ чении рекламы целесообразно рассмотреть ее экспрессивные особенности. Категория экспрессивности тесно свя­ зана с одной из главных характеристик рекламного текста, а именно: с широким употреблением черт разговорной речи. На уровне синтаксиса эта связь наиболее на­ глядно проявляется в использовании пар­ целлированных конструкций, парантетиче­ ских внесений, эллиптических и номина­ тивных предложений. Спонтанная речь, как известно, редко бывает плавной и однородной. Говорящий зачастую прерывает свои высказывания, «внедряя» в них определенные слова или конструкции с целью разъяснения, прив­ лечения внимания к некоторым идеям, вы­ ражения своего отношения к ним. Такие внесения, «нарушающие линейные синтак­ сические связи», получили название паран­ тетических [1, 30]. Они выполняют' опреде­ ленную экспрессивную функцию в тексте, способствуя оказанию воздействия на адре­ сата и выражению отношения автора к вы­ сказыванию. Во многих случаях внесения используются в качестве текстообразующего средства, обеспечивают определенную ком­ прессию информации, делают сообщение более наглядным и легче воспринимаемым. Кроме того, зачастую парантетические вне­ сения становятся основным, а иногда и единственным средством создания эмоцио­ нально-оценочного фона высказывания. В рекламных журнальных текстах ис­ пользуются разнообразные виды паранте­ тических внесений с точки зрения структу­ ры (однословные, сочетания слов и предложения), содержания (экземплифи- кационные, делиберативные, отсылочные), а также занимаемой в предложении пози­ ции (в начале, в середине и в конце выска­ зывания), например: 1. In fact, no other single food item pro­ vides more calcium to America’s diet than milk. (Cosmopolitan, March 2004);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=