Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого и воскрешающих: исследование небесных процессов есть приготовление этих обите­ лей» 8. Для К, Э. Циолковского «счастье» - преодоление всех страданий, всего нега­ тивного, что есть во Вселенной. Идеалом для него, нравственным ориентиром стано­ вится оправдание возможности достиже­ ния при помощи разума господствующего положения во Вселенной, контроля ее за­ конов в интересах разумной жизни. Сред­ ство этого - техническое совершенство и техногенное проникновение в космос, его освоение. Все это сделает человека дейст­ вительно счастливым, ибо устранит любые страдания в любых его формах. Таким об­ разом, мы видим, что религиозно­ нравственной утопии Н. Ф. Федорова про­ тивостоит утопия нравственно-технократи­ ческая, которую и создает К. Э. Циолков­ ский в своей «космической философии». Итак, образы поэтического будущего человека у Н. Ф. Федорова и К. Э. Циол­ ковского в самых основных моментах вы­ глядят настолько различными, что речь идет, в сущности, о некоторых альтерна­ тивных космических программах, объеди­ ненных лишь принципом «активного эво­ люционизма». И вообще, развитие миро­ воззренческого направления, обозначае­ мого как русский космизм, шло ветвящи­ мися и специфическими путями, которые едва ли стоит рассматривать как простую конкретизацию федоровских проектов. Влияние Н. Ф. Федорова на К. Э. Циолков­ ского, безусловно, было. Но оно, скорее всего, носило характер некоего толчка, не­ коего феномена «яблока Ньютона», после которого мысль Циолковского начала дви­ жение по своему оригинальному пути. Два замечательных русских мыслителя принадлежат к одному мощному мировоз­ зренческому и философскому течению - русскому космизму, которое зримо и ре­ ально присутствовало в духовной жизни России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Русский космизм как явление мировоззренческого характера был весьма широким течением, включавшим в себя разнообразные, подчас и противоположные по своей идейной ори­ ентации, направления. Но тем то он и ин­ тересен, что в нем могли сосуществовать, взаимно обогащая друг друга, и научные теории, и религиозные учения, и философ­ ские системы. М. S. Zhuravlyov THE PHILOSOPHICALLEGACY OFК. E. TSIOLKOVSKYANDN. F. FEDOROV This givenwork isdevoted to theanalysisofacreativeheritageoftwogreatRussian scientists: NikolayFedorovichFedorov andKonstantinEduardovichTsiolkovsky. These scientists are founders of a philosophical direction: Russian cosmizm. In the article thecomparative characteristic of ideas of both scientists is carried out, are resulted similaritiesanddifferencesoftheirconcept aregiven Примечания j • Мапельман В. М. «Космическая этика» К. Э. Циолковского // Философия русского космиз­ ма. М.: 1996. С. 371. 2Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского // Философия русского космизма. М., 1996. С. 405. 3Тамже. 4СеменоваС. Г. НиколайФедоров. Творчествожизни. М., 1990. С. 27. 5КазютинскийВ. В. Указ. соч. С. 408. 6ФедоровН. Ф. Философия общегодела. Верный, 1906. Т. 1. С. 262. 7Тамже. С. 127. 8Тамже. С. 283. 190

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=