Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПЕДАГОГИКА № 3, 2005 бов по интересам, творческих коллективов, мастерских ремесел, учебных курсов); 7) организация проведения культурно- массовых мероприятий, досуговой дея­ тельности; 8) работа по формированию здорового образа жизни, по профилактике вредных привычек; 9) организация студенческих отрядов по различным видам деятельности; 10) развитие системы информационно­ го обеспечения воспитательной работы в университете; 11) формирование системы поощрения студентов; 12) взаимодействие со всеми струк­ турными подразделениями университета по вопросам, касающимся воспитатель­ ной работы; 13) взаимодействие по вопросам вос­ питательной работы с общественными структурами вне университета и с други­ ми вузами. В управлении воспитательной систе­ мой на этапе становления (в основном осу­ ществляется на организационно-педагоги­ ческом уровне) ведущим являлся ученый совет вуза. Таким образом, на первом этапе по­ требовалось: - разработать концепцию; - проанализировать состояние имею­ щихся студенческих формирований (сооб­ ществ, кружков, клубов, групп) и т. д.; - определить наличие позитивной среды развития; - осуществить составление картотеки потенциальных социальных партнеров, которые могут быть привлечены к реше­ нию воспитательных задач университета (учреждения науки и культуры, вузы, ро­ дители, специалисты социально-экономи­ ческой сферы города); - изучить имеющийся в университете опыт и традиции воспитания; - проанализировать ресурсные воз­ можности вуза (кадровые, научные, мето­ дические, материально-технические, фи­ нансовые) с целью реализации воспиты­ вающейфункции образования; - изучить возможности социокультур­ ной среды для воспитания студентов; - создать систему управления воспи­ тательной деятельностью, направленную на достижение воспитательных целей. Наиболее важными были вопросы вы­ явления личностно значимых проблем сту­ дентов, их интересов, потребностей, типо- логизации полученных данных, касаю­ щихся в том числе проблем воспитания. На основе данных типологизации была организована практическая работа по соз­ данию воспитательной системы: - создание условий для повышения ква­ лификации преподавателей по вопросу вос­ питательнойдеятельности со студентами; - создание органов студенческого са­ моуправления, определение их полномо­ чий, ответственности, содержания деятель­ ности; - мобилизация педагогов на разработ­ ку педагогических программ (замыслов, идей) жизнедеятельности творческих со­ обществ (согласование целей и ценностей); - организация информационного обес­ печения процесса создания сообществ по интересам; - организация жизнедеятельности в универснгете (как сообщества) на основах нравственности и творчества: коллектив­ ное планирование (с участием студентов и преподавателей) творческих повседнев­ ных дел; реализация намеченного; анализ и оценка прошедшего; выделение несколь­ ких ярких событий, в которых примут уча­ стие и студенты, и родители, и педагоги, и общественность; - создание ресурсных (организацион­ но-методических) условий для воплощения в жизнь программы жизнедеятельности творческих сообществ; - совместное участие всех субъектов деятельности в различных делах. Цели и задачи внеучебной деятельно­ сти реализовывались через ее различные направления и комплекс целевых про­ грамм, разработанных по мере возникно­ вения и определения приоритетов: - создание целостного механизма сис­ темы профессиональных человеческих от­ ношений; - наличие педагогически воспиты­ вающей среды, атмосферы увлеченности профессией;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=