Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 3, 2005 в своей философии не признавал мате­ риалистического понятия «смерть»: жизнь есть пока существует субстанция, атом и дух неразрывно связаны. Поэтому нет смысла стремиться к воскрешению. Жизнь вечна, она переходит из сущности в сущ­ ность бесконечного. Задача человечества состоит только в том, чтобы придать всем сущностям наиболее благоприятную фор­ му. Для этого человек должен совершенст­ вовать и себя и все живое в мире. Точка зрения К. Э. Циолковского получила на­ звание «перфекционизм». Выявляются также разногласияН. Ф. Фе­ дорова и К. Э. Циолковского по поводу классических этико-философских школ. Например, Федоров относит к «отцам лжи» Сократа («познай самого себя» он трактует как призыв думать только о себе), а Циол­ ковский считает Сократа, Будду и Христа гениями, достойными управлять миром. По мнению Н. Ф. Федорова, Ницше - «антихрист»: в нем «совершился страшный суд западной философии» 6 и воля к вос­ крешению отцов извратилась в активную волю к истреблению. К. Э. Циолковский, напротив, считает уничтожение единст­ венным наиболее быстрым и верным сред­ ством для устранения несовершенных страдающих существ, «засоряющих» Все­ ленную («разумный эгоизм»). Философия общего дела Федорова вы­ зревала в русле русской христианской тра­ диции. Н. Ф. Федоров далеко превзошел славянофилов в своем неприятии Запада 1. Совсем иной случай - «космическая фило­ софия» К. Э. Циолковского. Она изначально формировалась на перекрестках ряда социо­ культурных. мировоззренческих традиций Запада и Востока. Сам К. Э. Циолковский считал своими философскими предшествен­ никами Платона, Демокрита, Лейбница и др. Основой историко-философской базы его концепций стали во многом теоретические построения античного периода. Говорил К. Э. Циолковский и о влиянии христианства на свою этику. Но все же роль христианства в «космической философии» нельзя пере­ оценивать. Христианские догматы К. Э. Циолковский переосмысливал таким образом, чтобы соединить их с эзотеризмом (влияние которого он на свое мировоззрение многократно отрицал). Если философия общего дела Н. Ф. Фе­ дорова при всей своей космичности сугубо антропокосмична (ориентирована на чело­ века и человечество), то «космическая фи­ лософия» К. Э. Циолковского, скорее, «ноо- центрична». Она придает особое значение «неизвестным разумным силам» (начиная от подобных нам жителей далеких планет и заканчивая существами на порядки выше нас в развитии, которых политеистические религии называют богами. К этим сущест­ вам в отдаленном будущем, по Циолков­ скому, присоединится и человечество). «Космическая философия» Циолков­ ского во многом отличается от философии общего дела Федорова и по своему содер­ жанию. И Н. Ф. Федоров, и К. Э. Циолков­ ский включили в свои философские кон­ цепции триаду «человек - космос - Бог». Но если у Федорова это был Бог христиан­ ский, то Циолковский понятие Бога расце­ нивал иначе, иногда даже впадая в пантеи­ стическую ересь. Федоров, следуя хрис­ тианской традиции, высоко ценил чело­ веческую личность, непосредственно свя­ зывая ее с Божественным началом. Ничего подобного мы не находим у Циолковского: воля Вселенной ижизнь атомов-духов в человеческом существе не пересекаются. Н. Ф. Федоров и К. Э. Циолковский по- разному обосновывали мотивы и цели «ре­ гуляции природы», в том числе и освоение космоса. Циолковский, как мы видели, ос­ новным мотивом космической деятельно­ сти считал вовсе не расселение воскре­ шаемых поколений по космическому пространству, а прежде всего совершенст­ вование человеческого существа и всей земной цивилизации. И если конечный итог для Н. Ф. Федо­ рова и К. Э. Циолковского в этих рассуж­ дениях в общем-то один - достижение «счастья» для всех, то пути достижения этого «счастья» у них были весьма различ­ ны. Да и само понятие «счастье» для них разное. У Н. Ф. Федорова нравственным идеалом и целью его реализации является «воскрешение отцов», достижение бла­ женного, т. е. бессмертного существова­ ния: «Для сынов же человеческих небес­ ные миры - это будущие обители отцов, ибо небесные пространства могут быть достигнуты только для воскрешенных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=