Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого гельской истории, упорно выискивая науч ные объяснения чудесных событий, исце лений идаже Воскресения Христа. «Космическая философия» Циолков ского, вопреки ранее высказанным взгля дам, не является чем-то однопорядковым с русским космизмом. Во-первых, космизм как миросозерцание пропитывает, с нашей точки зрения, всю культуру, далеко не ог раничиваясь только философией: он вклю чает в себя немалую долю технократиче ских и религиозных тенденций. Во-вторых, если принять изложенные выше аргументы, то ни одна из философско-мировоззрен ческих концепций Серебряного века не яв ляется целостной системой космизма - за исключением «космической философии» К. Э. Циолковского. Только «космическая философия» К. Э. Циолковского с начала идо конца пронизана идеей космизма и реализующими ее признаками. Это ставит «космическую философию» Циолковского в привилегированное положение среди других концепций, относимых по тем или иным основаниям к русскому космизму. Но мировоззренческая концепция К. Э. Ци олковского выделяется еще по одному признаку: «Она является единственной фи лософской основой для разработки фило софии космонавтики - философской дис циплины, целенаправляющей создания концепций, в которых конкретизирован современный “космический императив”, на мечаются его связи с научно-технически ми, гуманитарными, социально-этическими проблемами освоения космоса» 3. Другие версии русского космизма, может быть, и содействуют освоению миров трансцен дентного опыта человека, но пока нам мало что дают для научной сферы деятельности. С этой точки зрения интересен анализ двух основополагающих философских уче ний в русском космизме: философии обще го дела В. Ф. Федорова и «космической философии» К. Э. Циолковского. Очевидно, что Н. Ф. Федоров «являет ся предшественником космических идей К. Э. Циолковского, провозвестником того направления, которое помечено названием космизма, космической философии» 4. По лучается тем самым, что Н. Ф. Федоров стоит у истоков современных космических программ. Этот взгляд, по нашему мнению, должен быть скорректирован. К. Э. Циол ковский действительно развивал выдвину тый Н. Ф. Федоровым принцип «активного эволюционизма», но вовсе не его философ ско-мировоззренческую концепцию. Обе концепции решительно расходятся в своих социокультурных истоках, своим метафи зическим и этическим содержанием, пони манием целей, смысла и способов освоения космоса. «Общая для них мысль о неиз бежности космического будущего челове чества погружена в очень несходные кон цептуальные контексты»5. И Н. Ф. Федоров, и К. Э. Циолковский воплотили в себе противоречия русской утопической мысли. Но у Федорова в цен тральной идее преодоления смерти и все общего спасения соединились подспудные духовные течения русского крестьянства, связанные с радикальным антицерковным сектантством, и наивная вера шестидесят- ника-разночинца в спасительную силу тех ники. У К. Э. Циолковского позиция бес конечности жизни несет на себе заметное влияние буддийских доктрин, учения Лейбница и позитивистских концепций конца XIX века. Буддийская философская система была близка К. Э. Циолковскому своей космической ориентацией, представ лением о цикличности изменений во Все ленной, отсутствием противопоставления духа и материи, демократическим отноше нием к Божеству, стремлением освобо диться от страданий, идеями бессмертия. Н, Ф. Федорова невозможность при мириться с гибелью хотя бы одного чело веческого существа на земле приводит к разрыву и с традиционным христианст вом, и со всей цивилизацией. Здесь идея личного спасения противопоставлена делу всеобщего спасения и потому безнравст венна: нужно жить не для себя (эгоизм) и не только для других (альтруизм), но и со всеми, и для всех. Этот союз живущих («сыновей») для воскрешения «отцов» был назван «патрофикацией». Федоров усмат ривал это в возможности регуляции сил природы средствами развивающейся науки и техники, в возможности переустройства человеческого организма и управления космическими процессами. Наука и техни ка для Федорова - средство достижения бессмертия. К. Э. Циолковский изначально
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=