Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого гельской истории, упорно выискивая науч­ ные объяснения чудесных событий, исце­ лений идаже Воскресения Христа. «Космическая философия» Циолков­ ского, вопреки ранее высказанным взгля­ дам, не является чем-то однопорядковым с русским космизмом. Во-первых, космизм как миросозерцание пропитывает, с нашей точки зрения, всю культуру, далеко не ог­ раничиваясь только философией: он вклю­ чает в себя немалую долю технократиче­ ских и религиозных тенденций. Во-вторых, если принять изложенные выше аргументы, то ни одна из философско-мировоззрен­ ческих концепций Серебряного века не яв­ ляется целостной системой космизма - за исключением «космической философии» К. Э. Циолковского. Только «космическая философия» К. Э. Циолковского с начала идо конца пронизана идеей космизма и реализующими ее признаками. Это ставит «космическую философию» Циолковского в привилегированное положение среди других концепций, относимых по тем или иным основаниям к русскому космизму. Но мировоззренческая концепция К. Э. Ци­ олковского выделяется еще по одному признаку: «Она является единственной фи­ лософской основой для разработки фило­ софии космонавтики - философской дис­ циплины, целенаправляющей создания концепций, в которых конкретизирован современный “космический императив”, на­ мечаются его связи с научно-технически­ ми, гуманитарными, социально-этическими проблемами освоения космоса» 3. Другие версии русского космизма, может быть, и содействуют освоению миров трансцен­ дентного опыта человека, но пока нам мало что дают для научной сферы деятельности. С этой точки зрения интересен анализ двух основополагающих философских уче­ ний в русском космизме: философии обще­ го дела В. Ф. Федорова и «космической философии» К. Э. Циолковского. Очевидно, что Н. Ф. Федоров «являет­ ся предшественником космических идей К. Э. Циолковского, провозвестником того направления, которое помечено названием космизма, космической философии» 4. По­ лучается тем самым, что Н. Ф. Федоров стоит у истоков современных космических программ. Этот взгляд, по нашему мнению, должен быть скорректирован. К. Э. Циол­ ковский действительно развивал выдвину­ тый Н. Ф. Федоровым принцип «активного эволюционизма», но вовсе не его философ­ ско-мировоззренческую концепцию. Обе концепции решительно расходятся в своих социокультурных истоках, своим метафи­ зическим и этическим содержанием, пони­ манием целей, смысла и способов освоения космоса. «Общая для них мысль о неиз­ бежности космического будущего челове­ чества погружена в очень несходные кон­ цептуальные контексты»5. И Н. Ф. Федоров, и К. Э. Циолковский воплотили в себе противоречия русской утопической мысли. Но у Федорова в цен­ тральной идее преодоления смерти и все­ общего спасения соединились подспудные духовные течения русского крестьянства, связанные с радикальным антицерковным сектантством, и наивная вера шестидесят- ника-разночинца в спасительную силу тех­ ники. У К. Э. Циолковского позиция бес­ конечности жизни несет на себе заметное влияние буддийских доктрин, учения Лейбница и позитивистских концепций конца XIX века. Буддийская философская система была близка К. Э. Циолковскому своей космической ориентацией, представ­ лением о цикличности изменений во Все­ ленной, отсутствием противопоставления духа и материи, демократическим отноше­ нием к Божеству, стремлением освобо­ диться от страданий, идеями бессмертия. Н, Ф. Федорова невозможность при­ мириться с гибелью хотя бы одного чело­ веческого существа на земле приводит к разрыву и с традиционным христианст­ вом, и со всей цивилизацией. Здесь идея личного спасения противопоставлена делу всеобщего спасения и потому безнравст­ венна: нужно жить не для себя (эгоизм) и не только для других (альтруизм), но и со всеми, и для всех. Этот союз живущих («сыновей») для воскрешения «отцов» был назван «патрофикацией». Федоров усмат­ ривал это в возможности регуляции сил природы средствами развивающейся науки и техники, в возможности переустройства человеческого организма и управления космическими процессами. Наука и техни­ ка для Федорова - средство достижения бессмертия. К. Э. Циолковский изначально

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=