Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 3, 2005 мировоззренческим оправданием антиэко- логических и антигуманных черт совре менной цивилизации (точка зрения анти космизма). Учитывая многообразие философских взглядов на феномен космизма, в ней мож но выделить три течения, с достаточной долей условности: естественнонаучное, ре лигиозно-философское и поэтически-худо- жественное. В естественнонаучнойформе идеи космиз ма развивались В. И. Вернадским, К. Э. Циол ковским, А. Г. Холодным, A. JI. Чижевским. Вработах этих ученых осознается потреб ность в изменении мира и разработке ново го взгляда на него. По мнению этих уче ных, есть две точки зрения на мир. Первая - мир это космос; в нем уже все было, и круговорот событий не оставляет человеку надежды на будущее, т. е. надеж ды на то, что в этом мире вследствие уча стия человека может появиться что-то но вое. Второе - мир есть история. В этом мире еще не все проявлено и остается на дежда на будущее. В русском космизме спустя сотни лет после христианского историоцентризма возрождается космоцентризм древних гре ков. Вследствие этого радикальным обра зом изменяется градиционная картина ми ра. Если раньше жизнь была случайностью в структуре космических процессов, то те перь необходимо ввести жизнь в самую основу космоса. В. И. Вернадский наделяет жизнью атомы, а К. Э. Циолковский ожив ляет Вселенную, придавая всему сущему высший смысл. Именно такое отношение к космосу в философии К. Э. Циолковского заставляет усомниться в четкой привер женности ученого к естественнонаучно му течению. Религиозно-философское направление русского космизма ассоциируется прежде всего с именем Н. Ф. Федорова. «Язык Фе дорова самобытен и экстравагантен. Не придираясь к этому свойству языка, мы можем увидеть направление мысли, обес покоенного судьбой человека, вовлеченно го в ритм бесконечного становления исто рии» . Если всякое настоящее оказывается всего лишь ступенькой к будущему, то ве реница этих ступенек никогда не закончит ся, история не завершится и останется бес конечно несовершенной. История имеет смысл, если она конечна, т. е. выполняется. Только конечное обладает полнотой. Для того чтобы увидеть «космос» истории, нужно соскочить со ступенек прогресса, превращающего настоящее в средство для будущего, т. е., по словам Н. Ф. Федорова, воскресить все когда-либо жившее и по бедить смерть. Как условие бесконечно го прогресса истории, смерть - не усло вие жизни. Смерть - проблема истории, а не космоса. Благодаря стечению обстоятельств то гда еще работник Румянцевской библиоте ки Н. Ф. Федоров знакомится с двадцати летним естествоиспытателем К. Э. Циол ковским, увлеченным философией. Два молодых человека проводят долгое время в разговорах и дискуссиях. К. Э. Циолков ский еще долгое время находится под влиянием взглядов Н. Ф. Федорова. В ис тории науки К. Э .,Циолковский хорошо известен прежде всего как ученый, внес ший огромный вклад в развитие естество знания. Его пионерские разработки в об ласти космонавтики и ракетной техники не вызывают сомнения и считаются приори тетными во всем мире. Скорее всего, через стремление разрешить основные проблемы космогонии, прежде всего вопрос о проис хождении Вселенной, К. Э. Циолковский иприходит к первым попыткам осмысления космоса, которые носят более философско- религиозный характер, нежели естественно научный. То, что К. Э. Циолковский был религиозным мыслителем с ясно выра женными чертами технического сознания, в этом не может быть никаких сомнений. В 1898 г. Циолковский пишет работу «На учные основания религии», в которой вы сказывает надежду, что когда-нибудь все науки и религии сольются вместе воедино, и излагает теорию, уже однажды выска занную им в «Монизме Вселенной» и ряде других работ. В «Научных основаниях ре лигии» у Циолковского появляется поня тие «научная вера», которую он противо поставляет вере обыденной. Эта научная вера предполагает критическое отношение к фактам и гипотезам современной рели гии и науки. В дальнейшем К. Э. Циолков ский с позиций научной веры неоднократ но обращался к анализу событий еван
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=