Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 3, 2005 мировоззренческим оправданием антиэко- логических и антигуманных черт совре­ менной цивилизации (точка зрения анти­ космизма). Учитывая многообразие философских взглядов на феномен космизма, в ней мож­ но выделить три течения, с достаточной долей условности: естественнонаучное, ре­ лигиозно-философское и поэтически-худо- жественное. В естественнонаучнойформе идеи космиз­ ма развивались В. И. Вернадским, К. Э. Циол­ ковским, А. Г. Холодным, A. JI. Чижевским. Вработах этих ученых осознается потреб­ ность в изменении мира и разработке ново­ го взгляда на него. По мнению этих уче­ ных, есть две точки зрения на мир. Первая - мир это космос; в нем уже все было, и круговорот событий не оставляет человеку надежды на будущее, т. е. надеж­ ды на то, что в этом мире вследствие уча­ стия человека может появиться что-то но­ вое. Второе - мир есть история. В этом мире еще не все проявлено и остается на­ дежда на будущее. В русском космизме спустя сотни лет после христианского историоцентризма возрождается космоцентризм древних гре­ ков. Вследствие этого радикальным обра­ зом изменяется градиционная картина ми­ ра. Если раньше жизнь была случайностью в структуре космических процессов, то те­ перь необходимо ввести жизнь в самую основу космоса. В. И. Вернадский наделяет жизнью атомы, а К. Э. Циолковский ожив­ ляет Вселенную, придавая всему сущему высший смысл. Именно такое отношение к космосу в философии К. Э. Циолковского заставляет усомниться в четкой привер­ женности ученого к естественнонаучно­ му течению. Религиозно-философское направление русского космизма ассоциируется прежде всего с именем Н. Ф. Федорова. «Язык Фе­ дорова самобытен и экстравагантен. Не придираясь к этому свойству языка, мы можем увидеть направление мысли, обес­ покоенного судьбой человека, вовлеченно­ го в ритм бесконечного становления исто­ рии» . Если всякое настоящее оказывается всего лишь ступенькой к будущему, то ве­ реница этих ступенек никогда не закончит­ ся, история не завершится и останется бес­ конечно несовершенной. История имеет смысл, если она конечна, т. е. выполняется. Только конечное обладает полнотой. Для того чтобы увидеть «космос» истории, нужно соскочить со ступенек прогресса, превращающего настоящее в средство для будущего, т. е., по словам Н. Ф. Федорова, воскресить все когда-либо жившее и по­ бедить смерть. Как условие бесконечно­ го прогресса истории, смерть - не усло­ вие жизни. Смерть - проблема истории, а не космоса. Благодаря стечению обстоятельств то­ гда еще работник Румянцевской библиоте­ ки Н. Ф. Федоров знакомится с двадцати­ летним естествоиспытателем К. Э. Циол­ ковским, увлеченным философией. Два молодых человека проводят долгое время в разговорах и дискуссиях. К. Э. Циолков­ ский еще долгое время находится под влиянием взглядов Н. Ф. Федорова. В ис­ тории науки К. Э .,Циолковский хорошо известен прежде всего как ученый, внес­ ший огромный вклад в развитие естество­ знания. Его пионерские разработки в об­ ласти космонавтики и ракетной техники не вызывают сомнения и считаются приори­ тетными во всем мире. Скорее всего, через стремление разрешить основные проблемы космогонии, прежде всего вопрос о проис­ хождении Вселенной, К. Э. Циолковский иприходит к первым попыткам осмысления космоса, которые носят более философско- религиозный характер, нежели естественно­ научный. То, что К. Э. Циолковский был религиозным мыслителем с ясно выра­ женными чертами технического сознания, в этом не может быть никаких сомнений. В 1898 г. Циолковский пишет работу «На­ учные основания религии», в которой вы­ сказывает надежду, что когда-нибудь все науки и религии сольются вместе воедино, и излагает теорию, уже однажды выска­ занную им в «Монизме Вселенной» и ряде других работ. В «Научных основаниях ре­ лигии» у Циолковского появляется поня­ тие «научная вера», которую он противо­ поставляет вере обыденной. Эта научная вера предполагает критическое отношение к фактам и гипотезам современной рели­ гии и науки. В дальнейшем К. Э. Циолков­ ский с позиций научной веры неоднократ­ но обращался к анализу событий еван

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=