Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого М. С. Журавлев ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ИН. Ф. ФЕДОРОВА Данная работа посвящена анализу творческого наследия двух великих русских ученых: Николая Федоровича Федорова и Константина Эдуардовича Циолковского. Эти ученые являются основателями философского направления русский космизм. В статье проводится сравнительная характеристика идей обоих ученых, приводятся сходства и различия их концепций. К переломному моменту истории во второй половине XIX в. стремление науки ограничиться только своими задачами, за нять обособленное положение в многооб разии дисциплин теряет под собой реаль ную основу. Наука как общественный институт оказалась неспособной решить целый ряд проблем именно социального характера. Так, в ней разнообразно и замыс ловато проявлялись многочисленные проб лемы аксиологического, социального и как следствие - религиозно-этического харак тера. Похожая картина существовала во всем мировом научном сообществе. Проб лема видоизменения социально-этического сознания, характерная для рубежа XIX- XX вв., захватило и сферу философского знания. Все направления русской фило софской мысли, сохраняющие привержен ность традиционному мышлению, рефор мировавшие его или предлагающие новые подходы, использовали в своей системе этические разделы в качестве принципи альных или ведущих. Но все они в пред ставлениях о сути ценностей сохраняли ориентацию на идеалы, характерные для предшествующих эпох. Пришло время «новой - старой» морали. «Обязательным элементом любых философских построе ний и в русской теоретической мысли был нравственный аспект, вокруг которого строилась вся система. Утверждающие но вые ценности нередко защищали и возвели чивали оценки и нормы поведения, оправ дывающие складывающиеся отношения; подменяли моральность истинностью, обос нованностью, логической строгостью» . В 1912 г. в журнале «Современник» появилась статья П. Н. Сакулина под на званием «Русская Икария». В ней излага лись идеи утопического романа В. Ф. Одо евского: «...4338-й год. Петербургские письма». Это произведение было написано в конце 30-х годов XIX в. Жанр утопическо го романа был известен в России достаточно давно, поэтому появление романа В. Ф. Одо евского не было неожиданностью. Примерно в то же время во Франции увидел свет ро ман французского утописта Э. Кабе «Пу тешествие в Икарию», описывающий рес публику с коммунистическим строем. Так в результате анализа Сакулина взглядов В. Ф. Одоевского и Э. Кабе появился тер мин «Русская Икария». Сакулин точно подметил главную осо бенность утопии Одоевского - ее космиче скую направленность. По ее прогнозам, люди приобретут власть над природой, из менят климат, обживут Луну, разрешат проблему народонаселения и т. д. Но глав ное - они войдут в космос. Определение термина «русский кос мизм» - задача настолько индивидуальная и в то же время всеобъемлющая, что споры по поводу этого понятия невозможно за вершить. Иногда возникает подозрение, что термином «космизм» часто обозначают довольно разные, по сути, феномены. Од нако космизм обычно сводят к какой- нибудь одной идее. Это: 1) специфическое «миросозерцание» с осознанием единства всего во всем; 2) «космическая точка зрения» на челове чество и его историю с возможностью даль нейшего преобразования космоса ичеловека; 3) мировоззренческая идея «активной эволюции» человека и мира, направляемой разумом; 4) «последнее слово философии тех ники»: считается, что космизм выступает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=