Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ния инновационных психолого-педагогиче- ских условий. Первый этап развития воспитательной системы - этап становления. Цели носят достаточно аморфный характер, нередко представлены в виде пожеланий; часто об наруживается расхождение между замыс лом и его реальным воплощением, что свидетельствует о том, что система пока не набрала силу; начинает оформляться сис темообразующая деятельность; в педаго гической среде резко обозначаются лиде ры, актив, творческие группы. Идет про цесс пересмотра педагогических позиций. Атмосфера исканий, острых дискуссий ох ватывает и студенческую среду. Среди студентов довольно быстро выделяются те, кто тяготеет к коллективной деятельности и обладает организаторскими способно стями; они начинают стягиваться в ядро будущего коллектива. Деловые функцио нальные отношения только формируются. Взаимодействие с окружающей средой у системы на этом этапе носит стихийный характер. Начинается целенаправленное ос воение окружающей среды. В целом систе ма характеризуется недостаточной прочно стью внутренних связей. Некоторые ее компоненты могут выступать автономно. На этапе становления воспитательной системы необходимо уделить особое внима ние организации системообразующей дея тельности, которая отражала бы коллектив ные потребности студентов и педагогов, бы ла бы для них значима; созданию «опережа ющих ситуаций», моделирующих наиболее существенные моменты будущей системы. Особое значение на этом этапе приоб ретает введение новаций в жизнь, которые могут быть как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором для созда ваемой системы. На протяжении семи лет (1997-2004 гг.) в ТГПУ им. Л. Н. Толстого проводилось поэтапное внедрение положений Концеп ции создания, функционирования и разви тия воспитательной системы. Концепция определяла стратегию и тактику реализации в университете воспи тывающей функции образования и воспи тательного взаимодействия преподавате лей и студентов, создания воспитательной системы вуза. В основу Концепции была положена идея целостного подхода к воспитанию и об разованию впедагогическом университете. В 1997-2002 гг. перед коллективом Тулгоспедуниверситета стояли следующие задачи: - ориентирование педагогического коллектива на переход от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию воспитательной системы; - обеспечение взаимосвязи воспита тельного процесса с учебной и научной работой; - обеспечение высоконравственного климата и высокой культуры быта в сту денческих общежитиях; - осуществление системы мероприя тий комплексного характера по обеспече нию действенности всех видов воспита тельной деятельности; - создание преподавателям и студен там условий для разностороннего развития личности, реализация системы социальной защиты студентов с учетом возможностей университета. Реализация программы, разработанной на основе Концепции, проходила по сле дующим этапам: - март 1997 г. - декабрь 1997 г. - орга низационно-управленческий этап; - 1998-1999 гг. - становление системы; - 2000-2002 гг. - развитие воспита тельной системы. В качестве приоритетных направлений становления воспитательной системы были определены: 1) разработка организационно-методи ческого обеспечения воспитательной рабо ты в университете, разработка норматив ных и рекомендательных документов; 2) организация Центра социального мо ниторинга проблем студенческойжизни; 3) организация научно-исследователь ской деятельности студентов по проблемам молодежи; 4) социально-психологическая помощь социально незащищенным студентам (си роты, инвалиды, студенческие семьи); 5) содействие деятельности студенче ского самоуправления (студсоветы фа культетов, общежитий); 6) организация поддержки творческой инициативы студентов (организация клу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=