Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ния инновационных психолого-педагогиче- ских условий. Первый этап развития воспитательной системы - этап становления. Цели носят достаточно аморфный характер, нередко представлены в виде пожеланий; часто об­ наруживается расхождение между замыс­ лом и его реальным воплощением, что свидетельствует о том, что система пока не набрала силу; начинает оформляться сис­ темообразующая деятельность; в педаго­ гической среде резко обозначаются лиде­ ры, актив, творческие группы. Идет про­ цесс пересмотра педагогических позиций. Атмосфера исканий, острых дискуссий ох­ ватывает и студенческую среду. Среди студентов довольно быстро выделяются те, кто тяготеет к коллективной деятельности и обладает организаторскими способно­ стями; они начинают стягиваться в ядро будущего коллектива. Деловые функцио­ нальные отношения только формируются. Взаимодействие с окружающей средой у системы на этом этапе носит стихийный характер. Начинается целенаправленное ос­ воение окружающей среды. В целом систе­ ма характеризуется недостаточной прочно­ стью внутренних связей. Некоторые ее компоненты могут выступать автономно. На этапе становления воспитательной системы необходимо уделить особое внима­ ние организации системообразующей дея­ тельности, которая отражала бы коллектив­ ные потребности студентов и педагогов, бы­ ла бы для них значима; созданию «опережа­ ющих ситуаций», моделирующих наиболее существенные моменты будущей системы. Особое значение на этом этапе приоб­ ретает введение новаций в жизнь, которые могут быть как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором для созда­ ваемой системы. На протяжении семи лет (1997-2004 гг.) в ТГПУ им. Л. Н. Толстого проводилось поэтапное внедрение положений Концеп­ ции создания, функционирования и разви­ тия воспитательной системы. Концепция определяла стратегию и тактику реализации в университете воспи­ тывающей функции образования и воспи­ тательного взаимодействия преподавате­ лей и студентов, создания воспитательной системы вуза. В основу Концепции была положена идея целостного подхода к воспитанию и об­ разованию впедагогическом университете. В 1997-2002 гг. перед коллективом Тулгоспедуниверситета стояли следующие задачи: - ориентирование педагогического коллектива на переход от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию воспитательной системы; - обеспечение взаимосвязи воспита­ тельного процесса с учебной и научной работой; - обеспечение высоконравственного климата и высокой культуры быта в сту­ денческих общежитиях; - осуществление системы мероприя­ тий комплексного характера по обеспече­ нию действенности всех видов воспита­ тельной деятельности; - создание преподавателям и студен­ там условий для разностороннего развития личности, реализация системы социальной защиты студентов с учетом возможностей университета. Реализация программы, разработанной на основе Концепции, проходила по сле­ дующим этапам: - март 1997 г. - декабрь 1997 г. - орга­ низационно-управленческий этап; - 1998-1999 гг. - становление системы; - 2000-2002 гг. - развитие воспита­ тельной системы. В качестве приоритетных направлений становления воспитательной системы были определены: 1) разработка организационно-методи­ ческого обеспечения воспитательной рабо­ ты в университете, разработка норматив­ ных и рекомендательных документов; 2) организация Центра социального мо­ ниторинга проблем студенческойжизни; 3) организация научно-исследователь­ ской деятельности студентов по проблемам молодежи; 4) социально-психологическая помощь социально незащищенным студентам (си­ роты, инвалиды, студенческие семьи); 5) содействие деятельности студенче­ ского самоуправления (студсоветы фа­ культетов, общежитий); 6) организация поддержки творческой инициативы студентов (организация клу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=