Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого И. В.Головина РОЛЬ МЕТАФОРЫ В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ В статье анализируется метафора как один из источников экспрессии газетных заголовков. При этом рассматриваются различные виды метафор в газетных заго­ ловках, представляющих собой простые повествовательные предложения, выясня­ ется роль метафоры в создании выразительного заглавия и, как следствие, в при­ влечении внимания читателей к тексту публикации. Как известно, в газетно-публицисти­ ческом стиле наблюдается использование многих экспрессивных слов и словосоче­ таний. При этом одним из наиболее типич­ ных источников экспрессии является ме- тафоризация. Цель данной статьи - исследовать роль метафоры в газетных заголовках. Для этого были проанализированы газетные заголов­ ки, представляющие собой простые пове­ ствовательные предложения, поскольку в настоящее время прослеживается тен­ денция ко все возрастающему употребле­ нию в заголовках данного типа лексико­ стилистических средств, способствующих созданию выразительного образа. Материалом для исследования послу­ жили заголовки из газет «Frankfurter Allge- meine Zeitung» (далее FAZ), «Die Zeit», «Tagesspiegel», «Kieler Nachrichten» (далее KN), взятых за период с 2001 по 2004 г. Анализ языкового материала показал, что значение метафоры для газетных заго­ ловков неоспоримо. В первую очередь мета­ фора, оживляя официальный текст, предс­ тавляя ярко какое-либо явление действи­ тельности и задерживая внимания читателя, используется многими журналистами как средство противопоставления стандарту. Используя метафоризацию, можно избе­ жать однообразных повторений, дополнить основную информацию новыми красками и прояснить ее с помощью дополнитель­ ных оттенков. «Метафора отбирает, выде­ ляет и организует одни, вполне опреде­ ленные характеристики главного субъекта и устраняет другие» [1, 167]. «Языковая метафора в силу объективно-оценивающей функции не столько определяет предмет, сколько его украшает или обезображивает, возвышает или снижает, описывает или омертвляет» [2, 274]. Следуя этим выска­ зываниям и опираясь на проанализирован­ ный языковой материал, можно судить о большомоценочном потенциале метафоры. Дональд Дэвидсон использует в своей работе очень поэтическое определение мета­ форы: «метафора - это греза, сон языка» [3, 173]. Подобно тому как необходимо тол­ кование снов, также необходимо и истол­ кование метафор. Причем на истолкование метафор отпечаток накладывают и творец, и интерпретатор - точно так же, как толко­ вание снов нуждается в сотрудничестве сновидца и истолкователя. Отсюда можно сделать вывод, что автор публикации, вы­ ступающий в нашем случае в роли творца, и читатель, выполняющий роль интерпре­ татора, ведут своего рода диалог, обмени­ ваясь мнениями, приходя к единому реше­ нию. Для того чтобы начать данный диа­ лог, читатель должен заинтересоваться предложенной ему метафорой, заключен­ ной в заголовке, что непосредственно ве­ дет к прочтению всей публикации. Таким образом, метафоризация газетных заголов­ ков играет важную роль в привлечении внимания читателей к тексту публикации. Кроме того, перед заголовком стоит важная задача передать определенный объ­ ем содержания в достаточно краткой фор­ ме, поэтому метафора выступает зачастую в роли уплотнителя информации [4, 97]. При метафорах осуществляется пере­ нос значения с одного предмета на другой по различным признакам. Чаще всего вы­ ступают признаки сходства в отношении формы тех или иных предметов или в от­ ношении расположения тех или иных со­ ставных частей, сходства вида, цвета, дви­ жения, сходства в отношении воздействия на органы чувств, совпадение функции идр. В качестве общего семантического признака, связывающего метафорическое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=