Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

п ЕДАГОГИКА Н. А. Шайденко, 3. Н.Калинина ОПЫТ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВТУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. Л. Н. ТОЛСТОГО Авторы статьи предприняли попытку осмыслить и проанализировать в соци­ ально-историческом контексте опыт становления воспитательной системы в Туль­ ском государственном педагогическом университете им. JI. Н. Толстого. Проблема проектирования эффективной воспитательной системы весьма значима, актуальна и перспективна для современного высшего профессионального образования. В ста­ тье рассмотрена технология создания воспитательной системы, выделены основ­ ные этапы этого длительного (1997-2005 гг.) процесса, раскрыты их особенности и приоритеты. В материале раскрываются не только позитивные тенденции ста­ новления воспитательной системы, но и определенные риски. Опыт ТГПУ им. JI. Н. Толстого при некоторой адаптации может быть успешно транслирован в другие вузы. Создание и развитие воспитательной системы - длительный и сложный процесс, на который влияет множество объективных и субъективных факторов, вносящих суще­ ственные изменения в жизнедеятельность учебного заведения. Можно говорить об оп­ ределенной технологии и методике создания и развития системы. Принципиальным явля­ ется и положение о том, что этапы развития системы сообразуются со стадиями развития коллектива, являющегося ее ядром. Технология и методика создания и развития воспитательной системы включа­ ет в себя выявление ведущей идеи - фор­ мулировку основных целей и задач - и на ее основе формулировку теоретической концепции, конкретизацию составляющих системы и механизмов, их взаимодействие; определение и использование вариативных педагогических технологий и методик; проектирование необходимых условий. Условно можно выделить следующие этапы создания и развития воспитательной системы: разработка модели, становление системы, развитие системы. Типология реализации каждого этапа должна вклю­ чать в себя: 1) постановку конкретных задач, 2) проектирование содержания, 3) определение технологий, форм ра­ боты, ожидаемых результатов. Наличие реальной и прогностической моделей является необходимым условием создания и развития воспитательной сис­ темы вуза. На первом этапе ее создания особенно необходима характеристика сообщества студентов и преподавателей (состав сооб­ щества: количество, социальное положе­ ние). Делается заключение о том, на какие силы (опыт) студентов и преподавателей можно опираться при организации жизне­ деятельности сообщества, что следует раз­ вивать, что необходимо корректировать. Становление системы осуществляет­ ся на основе развития творчества, созда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=