Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 P. Jl. Шмараков «НАПЫЩЕННЫЙ СТИХОТВОРЕЦ»: КЛАВДИАН, АДДИСОН И ГИГАНТОМАХИЯ Статья посвящена восприятию Клавдиана как «надутого поэта», которое фор мировалось в рамках концепции возвышенного. Английские и шотландские эстети ческие теории XVIII в. (суждение Аддисона о мильтоновской эпопее и риториче ские предписания Блера) оказывали влияние на русское восприятие поэтического творчестваКлавдиана на рубеже XVIII иXIX вв. Когда в 1830 г. в своих «Размышле ниях и разборах», печатаемых в «Литера турной газете», П. А. Катенин, воздавая высокую оценку Клавдиану, говорит - не упоминая при этом ни одного его произве дения - о его «надутости, гиперболах и лож ном вкусе», от которых «автор того времени едва ли мог предохраниться» [3, 79] , то за оценкой Клавдиана как «надутого поэта» стояла к тому времени история эстетиче ских оценок, много старейшая полемики классиков с романтиками и насчитываю щая не менее века. Термин «надутый», калькированный с французского епПё, gonfle [12, 92-96], для эстетической мысли ХУП-ХУШ вв. опира ется на теоретическую проработку у Псев до-Лонгина; И. И. Мартынов в своем пере воде трактата «О возвышенном» делает примечание к началу 1П главы: «Лонгин, не приступая еще к правилам высокого, начал разсуждать о противных оному по роках, между коими первое место занимает • слог надутой, пухлой, ребяческой, которой состоит в чрезмерной, вынужденной, неес тественной высокости» [7, 11]. Школьную догматизацию его находим, например, в «Опыте риторики» И. С. Рижского, где ска зано, что есть две погрешности в высоком слоге: холодный слог (style froid) и слог надутый (style guinde): первый возникает, когда содержание высокое, но сочинитель не был поражен им в надлежащей степени, и слово содержит мало величественных свойств; второй - когда содержание не ис тинно высокое, а сочинитель силится «принужденными мыслями, и более гром кими выражениями <...> дать своему сло ву вид высокаго слога»: обычно это недос- Scilicet insignes de paupere vate triumphos! таток молодых людей, которые предаются полету воображения, не советуясь со вку сом, потому что еще его не имеют [10, 319, 320]. Клавдиан как образец надутого слога появляется, например, у М. Н. Муравьева в финальной фразе «Рассуждения о различии слогов...»: «Великолепныя слова и малые мысли составляют надутый слог. Клавди ан, и более его Стаций, наполнили оным сочинения свои повсюду» [8, 24] . Вообще говоря, представление о Клав- диане как напыщенном поэте формируется в XVIII в. разными путями. Один из них предопределен общей концепцией разви тия римской литературы, характеризую щей Сенеку как главного развратителя ла тинского языка, после которого весь путь латинской словесности можно описывать в терминах упадка и отдаления от естествен ности; реципированная из Квинтилиана 3и с охотой поддержанная просветительским вкусом 4, нашедшая санкцию в суждениях Jlarapria5, эта схема не оставляет никакому позднеримскому автору шанса стяжать одобрение критики. В «Лицее» Лагарпа лапидарной и суровой характеристикой Клавдиана завершается раздел, посвящен ный латинской эпопее: сравнив римского поэта «со звуком колокола, безпрестанно повторяющаго одинакой звон», Лагарп от носит его к числу «надутых стихослагате лей, кои к несчастию безпрерывным упот реблением красивых слов наводят скуку» и для адекватного суждения о нем считает достаточным дать французский перевод первых четырех стихов «Похищения Про зерпины» и сказать, что все прочее в том же стиле 6. Те, кому хотелось «Лагарпа ви деть вкус», приходили к такому убежде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=