Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 Постмодернистские тексты обладают рядом общих черт на уровне повествова­ тельных стратегий. На уровне сюжета они представляют столкновение личности с миром, воспринимаемом как хаос. В этом мире отсутствуют системность, иерархия, смысловые и ценностные ориентиры. Сюжетный план постмодернистского текста поддерживается на формальном уров­ не такими общими приемами, какразрушение традиционных форм повествования, уничто­ жение «устаревших» представлений о взаи­ мосвязи сюжета и героя, сосредоточенность на внутреннем мире персонажей, ирониче­ ское высмеивание и пародирование философ­ ских и этических принципов, вымывание элементов реальности из повествования. Для построения постмодернистского текста ха­ рактерны такие приемы, как цитатность в ка­ честве основного принципа организации (Дж. Фаулз, Т. Пинчон), множественность по­ вествовательных инстанций, принцип игры втекстовой организации (Дж. Уинтерсон, Дж. Фаулз), пастиш и «псевдоготика» (А. Картер) иряддругих. В отличие от модернистов, которые также видели абсурдность окружающего их мира и относились к нему «если не с отчаянием, то с полной серьезностью» [4, 568], постмодернисты же находят в нем повод для смеха, часто обращенного в «черный юмор». Роман Томаса Пинчона (Thomas Pynchon) «Объявляется лот№ 49» (‘The Cry­ ing of Lot 49”, 1966) представляется типич­ ным образцом постмодернистского текста. По мнению ряда исследователей, он подобен «сверхплотной медийной среде... где все во­ влечены во все, но ничто ни на что не влияет, гдефикция ифактнеразличимы» [5,491]. В сюжетном плане роман несложен: главная героиня Эдипа Маас безуспешно пытается проникнуть в тайну организации «Тристеро», а также разобраться в завеща­ нии своего бывшего любовника Пирса Ин- верэрити. На ее пути встают непреодо­ лимые препятствия, принимающие ги­ пертрофированные формы. В результате создается впечатление, что человек нахо­ дится во власти стихийных сил, равнодуш­ ных к судьбе отдельной личности. Данный роман, несомненно, является отражением определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познаватель­ ных возможностей человека, так и его мес­ та и роли в окружающем мире. Такое ощущение основано на глубоко эмоцио­ нальной, внутренне прочувствованной ре­ акции современного человека на окру­ жающий мир, известной как «постмодер­ нистская чувствительность». Такой тип мышления находит свое вы­ ражение в эстетике «черного юмора», ха­ рактерной для постмодернистских текстов, и для романа Пинчона в частности. При­ сущие постмодернистскому мышлению воззрения, такие как противопоставление науки и интуитивного познания, общест­ венного и личного, принимают в романе гротескные формы: негативные стороны жизни (разросшаяся бюрократия, пробле­ мы больших городов и т. д.) возводятся в нем в абсолют. Исследование организации текстовых структур романа выявило различные спосо­ бы создания эффекта преднамеренного по­ вествовательного хаоса, фрагментированно­ го дискурса о восприятии мира как разор­ ванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерностей и упорядоченности. В данном романе автор демонтирует традиционные повествовательные связи, отвергая привычные способы его органи­ зации. Пинчон базирует свой метод на принципе нонселекции, что означает для отправителя текста отказ от преднамерен­ ного отбора (селекции) лингвистических элементов во время «производства текста». Для получателя подобного текста этот принцип означает отказ от попыток вы­ строить связную интерпретацию текста. Нонселекция проявляется на всех уровнях лингвистической организации текста романа Т. Пинчона: лексическом, фразовом, риторико-стилистическом, собст­ венно текстовом. На лексическом уровне указанное яв­ ление обнаруживается прежде всего в сме­ шении лексических единиц, принадлежа­ щих различным пластам лексики: “smiling out of his fat vortex ring’s center”, “Mucho’s great foe”, “effects of LCD-25, mescaline, psilocybin and related drugs” - в данных от­ резках текста происходит смешение нейт­ ральной, разговорной, специальной и воз

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=