Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 Постмодернистские тексты обладают рядом общих черт на уровне повествова тельных стратегий. На уровне сюжета они представляют столкновение личности с миром, воспринимаемом как хаос. В этом мире отсутствуют системность, иерархия, смысловые и ценностные ориентиры. Сюжетный план постмодернистского текста поддерживается на формальном уров не такими общими приемами, какразрушение традиционных форм повествования, уничто жение «устаревших» представлений о взаи мосвязи сюжета и героя, сосредоточенность на внутреннем мире персонажей, ирониче ское высмеивание и пародирование философ ских и этических принципов, вымывание элементов реальности из повествования. Для построения постмодернистского текста ха рактерны такие приемы, как цитатность в ка честве основного принципа организации (Дж. Фаулз, Т. Пинчон), множественность по вествовательных инстанций, принцип игры втекстовой организации (Дж. Уинтерсон, Дж. Фаулз), пастиш и «псевдоготика» (А. Картер) иряддругих. В отличие от модернистов, которые также видели абсурдность окружающего их мира и относились к нему «если не с отчаянием, то с полной серьезностью» [4, 568], постмодернисты же находят в нем повод для смеха, часто обращенного в «черный юмор». Роман Томаса Пинчона (Thomas Pynchon) «Объявляется лот№ 49» (‘The Cry ing of Lot 49”, 1966) представляется типич ным образцом постмодернистского текста. По мнению ряда исследователей, он подобен «сверхплотной медийной среде... где все во влечены во все, но ничто ни на что не влияет, гдефикция ифактнеразличимы» [5,491]. В сюжетном плане роман несложен: главная героиня Эдипа Маас безуспешно пытается проникнуть в тайну организации «Тристеро», а также разобраться в завеща нии своего бывшего любовника Пирса Ин- верэрити. На ее пути встают непреодо лимые препятствия, принимающие ги пертрофированные формы. В результате создается впечатление, что человек нахо дится во власти стихийных сил, равнодуш ных к судьбе отдельной личности. Данный роман, несомненно, является отражением определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познаватель ных возможностей человека, так и его мес та и роли в окружающем мире. Такое ощущение основано на глубоко эмоцио нальной, внутренне прочувствованной ре акции современного человека на окру жающий мир, известной как «постмодер нистская чувствительность». Такой тип мышления находит свое вы ражение в эстетике «черного юмора», ха рактерной для постмодернистских текстов, и для романа Пинчона в частности. При сущие постмодернистскому мышлению воззрения, такие как противопоставление науки и интуитивного познания, общест венного и личного, принимают в романе гротескные формы: негативные стороны жизни (разросшаяся бюрократия, пробле мы больших городов и т. д.) возводятся в нем в абсолют. Исследование организации текстовых структур романа выявило различные спосо бы создания эффекта преднамеренного по вествовательного хаоса, фрагментированно го дискурса о восприятии мира как разор ванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерностей и упорядоченности. В данном романе автор демонтирует традиционные повествовательные связи, отвергая привычные способы его органи зации. Пинчон базирует свой метод на принципе нонселекции, что означает для отправителя текста отказ от преднамерен ного отбора (селекции) лингвистических элементов во время «производства текста». Для получателя подобного текста этот принцип означает отказ от попыток вы строить связную интерпретацию текста. Нонселекция проявляется на всех уровнях лингвистической организации текста романа Т. Пинчона: лексическом, фразовом, риторико-стилистическом, собст венно текстовом. На лексическом уровне указанное яв ление обнаруживается прежде всего в сме шении лексических единиц, принадлежа щих различным пластам лексики: “smiling out of his fat vortex ring’s center”, “Mucho’s great foe”, “effects of LCD-25, mescaline, psilocybin and related drugs” - в данных от резках текста происходит смешение нейт ральной, разговорной, специальной и воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=