Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого туру повествования, описание, рациональ­ ную экспозицию в поэзии и прозе, пред­ почтя этому изображение потока сознания личности, опору на поэтический образ как основное средство эстетического сообщения и на миф как характерный структурный принцип (например, данная стратегия ис­ пользуетсяДж. Джойсом в романе «Улисс»). Подчеркивая отчетливо различимые тенденции модернизма как явления имен­ но XX в., его принципиальную новизну, В. М. Толмачев пишет: «Модернизм - ин­ дивидуальное мировидение, и способ ху­ дожественного выражения, и эстетическая система. Модернизм вместе с тем может означать и совокупность тенденций и сти­ лей, в разное время ему свойственных: экспрессионизма, футуризма, дадаизма, имажизма, сюрреализма, экзистенциа­ лизма, “нового романа”, “театра абсурда”, “черного юмора”» [2, 213-214]. Эклектич­ ность феномена модернизма, рассматри­ ваемого автором как художественный ме­ тод и культурологическая закономерность XX в., наличие в нем «сплавов» различных творческих ориентаций, определяет целе­ сообразность проведения условной диффе­ ренциации данной концепции по признаку преобладания в ней «этической» или «эс­ тетической» проблематики. К этическому модернизму В. М. Толмачев относит про­ изведения, нередко являющиеся традици­ онными по своей поэтике и поднимающие проблему нигилистического действия, наси­ лия, «бунта плоти». Эстетический модер­ низм представлен, по мнению Толмачева, произведениями, исследующими вопрос нигилистического созерцания, творчества. При этом в качестве основный явлений модернизма XX в. признаются экспрессио­ низм с его поэтикой, экзистенциализм с его комплексом идей и структурализм как иронический профессионализм [2, 223]. Анализ черт модернистского художе­ ственного сознания позволяет автору пред­ ставленной типологии феномена прошед­ шего столетия выделить «нигилистическое ядро» в качестве определяющего все основ­ ные черты этого художественного мирови- дения и его концепции человека. Нигилизм в лице модернизма сосредоточивается на принципах всепроникающей относитель­ ности. Человек представляет собой при­ чудливую странность природы, испорчен, одержим смертью, аномален, «текуч», не наделен безусловным бытием, безусловной онтологической сущностью и поэтому под­ властен неконтролируемым и унизитель­ ным для себя «превращениям», обречен быть «средством достижения неведомой, непознаваемой цели, обречен на вечное поражение» [2, 224]. Рассматривая нигилизм в лице мо­ дернизма как одну из самых существен­ ных форм общественного сознания Запада, В. М. Толмачев утверждает, что модернизм является объективным следствием вступ­ ления развитых стран в монополистиче­ скую стадию развития, результатом все­ проникающего отчуждения. С другой сто­ роны, модернизм может быть осознан как закономерное звено в развитии нигилисти­ ческой концепции в западно европейской цивилизации [2, 222]. Многозначность модернизма и пост­ модернизма как ключевых понятий ми­ нувшего века может быть осознана при рассмотрении многочисленных концеп­ ций, пытающихся придать этим терминам смысловую определенность. «Широкое» понимание термина «постмодернизм» отно­ сится ко всей западной литературе, сущест­ вующей после века модернизма, вне зависи­ мости от ее характера. Другие теоретики постмодернизма причисляют к этому худо­ жественному направлению формалистиче­ скую, экспериментальную литературу по­ слевоенного периода. Мы придерживаемся мнения И. П. Ильи­ на, понимающего под постмодернизмом спе­ цифическую литературную практику' запад­ ной литературы, пришедшую на смену «новому роману» и неоавангардистским экс­ периментам рубежа 60-70-х годов, которая характеризуется прежде всего неустойчиво­ стью и специфическим для каждого худож­ ника сочетанием в его творчестве реалистиче­ ских имодернистскихтечений [3,278]. Постмодернизм в целом отражает но­ вое состояние общества - вступление в эпоху глобализма, проявляющееся во все возрастающем влиянии шаблонов массо­ вой культуры, причем в масштабах, не­ представимых для литературы предшест­ вующих направлений, в том числе и для модернизма.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=