Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого туру повествования, описание, рациональ ную экспозицию в поэзии и прозе, пред почтя этому изображение потока сознания личности, опору на поэтический образ как основное средство эстетического сообщения и на миф как характерный структурный принцип (например, данная стратегия ис пользуетсяДж. Джойсом в романе «Улисс»). Подчеркивая отчетливо различимые тенденции модернизма как явления имен но XX в., его принципиальную новизну, В. М. Толмачев пишет: «Модернизм - ин дивидуальное мировидение, и способ ху дожественного выражения, и эстетическая система. Модернизм вместе с тем может означать и совокупность тенденций и сти лей, в разное время ему свойственных: экспрессионизма, футуризма, дадаизма, имажизма, сюрреализма, экзистенциа лизма, “нового романа”, “театра абсурда”, “черного юмора”» [2, 213-214]. Эклектич ность феномена модернизма, рассматри ваемого автором как художественный ме тод и культурологическая закономерность XX в., наличие в нем «сплавов» различных творческих ориентаций, определяет целе сообразность проведения условной диффе ренциации данной концепции по признаку преобладания в ней «этической» или «эс тетической» проблематики. К этическому модернизму В. М. Толмачев относит про изведения, нередко являющиеся традици онными по своей поэтике и поднимающие проблему нигилистического действия, наси лия, «бунта плоти». Эстетический модер низм представлен, по мнению Толмачева, произведениями, исследующими вопрос нигилистического созерцания, творчества. При этом в качестве основный явлений модернизма XX в. признаются экспрессио низм с его поэтикой, экзистенциализм с его комплексом идей и структурализм как иронический профессионализм [2, 223]. Анализ черт модернистского художе ственного сознания позволяет автору пред ставленной типологии феномена прошед шего столетия выделить «нигилистическое ядро» в качестве определяющего все основ ные черты этого художественного мирови- дения и его концепции человека. Нигилизм в лице модернизма сосредоточивается на принципах всепроникающей относитель ности. Человек представляет собой при чудливую странность природы, испорчен, одержим смертью, аномален, «текуч», не наделен безусловным бытием, безусловной онтологической сущностью и поэтому под властен неконтролируемым и унизитель ным для себя «превращениям», обречен быть «средством достижения неведомой, непознаваемой цели, обречен на вечное поражение» [2, 224]. Рассматривая нигилизм в лице мо дернизма как одну из самых существен ных форм общественного сознания Запада, В. М. Толмачев утверждает, что модернизм является объективным следствием вступ ления развитых стран в монополистиче скую стадию развития, результатом все проникающего отчуждения. С другой сто роны, модернизм может быть осознан как закономерное звено в развитии нигилисти ческой концепции в западно европейской цивилизации [2, 222]. Многозначность модернизма и пост модернизма как ключевых понятий ми нувшего века может быть осознана при рассмотрении многочисленных концеп ций, пытающихся придать этим терминам смысловую определенность. «Широкое» понимание термина «постмодернизм» отно сится ко всей западной литературе, сущест вующей после века модернизма, вне зависи мости от ее характера. Другие теоретики постмодернизма причисляют к этому худо жественному направлению формалистиче скую, экспериментальную литературу по слевоенного периода. Мы придерживаемся мнения И. П. Ильи на, понимающего под постмодернизмом спе цифическую литературную практику' запад ной литературы, пришедшую на смену «новому роману» и неоавангардистским экс периментам рубежа 60-70-х годов, которая характеризуется прежде всего неустойчиво стью и специфическим для каждого худож ника сочетанием в его творчестве реалистиче ских имодернистскихтечений [3,278]. Постмодернизм в целом отражает но вое состояние общества - вступление в эпоху глобализма, проявляющееся во все возрастающем влиянии шаблонов массо вой культуры, причем в масштабах, не представимых для литературы предшест вующих направлений, в том числе и для модернизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=