Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 Ж. Е. Фомичева, В. Н. Андреев ТЕКСТОВЫЕ СТРАТЕГИИ ВПОЭТИКЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА В данной статье обобщаются исследования, посвященные проблемам источ ников поэтики модернизма и постмодернизма, а также обсуждаются основные ха рактеристики постмодернистского мировосприятия, нашедшие свое воплощение в художественных текстах. Теоретическое рассмотрение подкрепляется лингвости листическим анализом одного из ключевых произведений данного литературного направления - романа ТомасаПинчона «Объявляется лот№ 49». Модернизм и постмодернизм - худо жественно-творческие стратегии истекше го столетия, неоднократно подвергавшиеся различным видам междисциплинарного анализа в работах как западных, так и оте чественных критиков, относятся, безус ловно, к ключевым понятиям современной культуры и определяют ее яркий и проти воречивый облик. Задача осмысления определенных сти листических характеристик постмодерни стского англо-американского текста может быть решена в контексте художественных исканий данной парадигмы и общих прин ципов модернистской поэтики. Сложность указанных художествен ных концепций и широкое распростране ние идей постмодернизма в гуманитарных науках, различных областях знания, соци альной сфере обусловливают необходи мость акцента исследования на историко социальной детерминированности данных парадигм и их диалектической взаимосвязи с предшествующей культурой. Так, согласно Д. А. Иванову, англий ский модернистский роман, сложившийся в первой трети XX в., соединил в себе эле менты, присущие, с одной стороны, рома ну эпохи зрелого романтизма 1840-1860-х годов, а с другой - роману натуралис тическому, возникшему в 1880-е годы. Пи сатели-романтики (Ч. Диккенс, Ш. и Э. Брон- те, У. М. Теккерей и др.) в своих сочинени ях исходили из представления о внутренне цельной человеческой личности, верящей в идеал, независимой от давления социаль ной среды, способной на самовыражение в виде нравственно значимых поступков. Напротив, писатели, тяготевшие к натура лизму (Дж. Элиот, Дж. Меридит, Дж. Мур, Т. Харди), опирались на естественнона учное понимание человека, поставленного в жесткую зависимость от «влияния расы, среды, момента». Подобная поляризация взглядов на образ человека и его место в мире, разрыв между идеальным образом человека и восприятием его как случайной точки пересечения не контролируемых им сил, соответствовали кризису общезначи мой системы нравственных ценностей, ох ватившему культуру XIX в. и достигшему наибольшей остроты в последние его десятилетия. По мнению исследователя, авторы, связанные с возникновением и раз витием британского модернистского ро мана (Дж. Конрад, У. Льюис, Ф. М. Форд, Д. Г. Лоренс, Д. Ричардсон, В. Вульф, Дж. Джойс и др.), видели свою задачу в преодолении наметившегося в эпоху де каданса разрыва между миром и его арти стическим видением. Результатом деятель ности этих писателей стало создание нового типа романа, где на первый план «выдвинулась проблема свободы творчест ва и такого художника-творца, который в условиях “заката Европы” и пробужден ного им хаоса методом проб и ошибок пытается придать своему художественному языку образцовость, статус особой реаль ности, “слова в слове”» [1, 116-118]. В области литературной техники мо дернизм отмечен постоянным экспери ментированием. Он отверг традиционную (викторианскую и эдвардианскую) струк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=