Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 Ж. Е. Фомичева, В. Н. Андреев ТЕКСТОВЫЕ СТРАТЕГИИ ВПОЭТИКЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА В данной статье обобщаются исследования, посвященные проблемам источ­ ников поэтики модернизма и постмодернизма, а также обсуждаются основные ха­ рактеристики постмодернистского мировосприятия, нашедшие свое воплощение в художественных текстах. Теоретическое рассмотрение подкрепляется лингвости­ листическим анализом одного из ключевых произведений данного литературного направления - романа ТомасаПинчона «Объявляется лот№ 49». Модернизм и постмодернизм - худо­ жественно-творческие стратегии истекше­ го столетия, неоднократно подвергавшиеся различным видам междисциплинарного анализа в работах как западных, так и оте­ чественных критиков, относятся, безус­ ловно, к ключевым понятиям современной культуры и определяют ее яркий и проти­ воречивый облик. Задача осмысления определенных сти­ листических характеристик постмодерни­ стского англо-американского текста может быть решена в контексте художественных исканий данной парадигмы и общих прин­ ципов модернистской поэтики. Сложность указанных художествен­ ных концепций и широкое распростране­ ние идей постмодернизма в гуманитарных науках, различных областях знания, соци­ альной сфере обусловливают необходи­ мость акцента исследования на историко­ социальной детерминированности данных парадигм и их диалектической взаимосвязи с предшествующей культурой. Так, согласно Д. А. Иванову, англий­ ский модернистский роман, сложившийся в первой трети XX в., соединил в себе эле­ менты, присущие, с одной стороны, рома­ ну эпохи зрелого романтизма 1840-1860-х годов, а с другой - роману натуралис­ тическому, возникшему в 1880-е годы. Пи­ сатели-романтики (Ч. Диккенс, Ш. и Э. Брон- те, У. М. Теккерей и др.) в своих сочинени­ ях исходили из представления о внутренне цельной человеческой личности, верящей в идеал, независимой от давления социаль­ ной среды, способной на самовыражение в виде нравственно значимых поступков. Напротив, писатели, тяготевшие к натура­ лизму (Дж. Элиот, Дж. Меридит, Дж. Мур, Т. Харди), опирались на естественнона­ учное понимание человека, поставленного в жесткую зависимость от «влияния расы, среды, момента». Подобная поляризация взглядов на образ человека и его место в мире, разрыв между идеальным образом человека и восприятием его как случайной точки пересечения не контролируемых им сил, соответствовали кризису общезначи­ мой системы нравственных ценностей, ох­ ватившему культуру XIX в. и достигшему наибольшей остроты в последние его десятилетия. По мнению исследователя, авторы, связанные с возникновением и раз­ витием британского модернистского ро­ мана (Дж. Конрад, У. Льюис, Ф. М. Форд, Д. Г. Лоренс, Д. Ричардсон, В. Вульф, Дж. Джойс и др.), видели свою задачу в преодолении наметившегося в эпоху де­ каданса разрыва между миром и его арти­ стическим видением. Результатом деятель­ ности этих писателей стало создание нового типа романа, где на первый план «выдвинулась проблема свободы творчест­ ва и такого художника-творца, который в условиях “заката Европы” и пробужден­ ного им хаоса методом проб и ошибок пытается придать своему художественному языку образцовость, статус особой реаль­ ности, “слова в слове”» [1, 116-118]. В области литературной техники мо­ дернизм отмечен постоянным экспери­ ментированием. Он отверг традиционную (викторианскую и эдвардианскую) струк

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=