Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого и далекие связи частей текста - ретроспек­ тивные, проспективные, двунаправленные, отражающие его когезию. Когезия осуществляется и на семантиче­ ском уровне, через такие составляющие тек­ ста, как категория пространства, времени, образ рассказчика. Всеобщей категорией ху­ дожественного текста является художествен­ ный образ, представляющий собой наиболее важный компонент произведения, поскольку он обращен разными своими сторонами од­ новременно и к идейному содержанию, и к языку, художественномуматериалу. Портретирование героя в чистом виде встречается значительно реже, чем описа­ ние и повествование в синтезированной форме, причем довольно часто описатель­ ный момент текста, посвященный герою, содержит сведения не только о его порт­ ретных данных, но и информацию друтого характера, позволяющую представить его вкусы, образ жизни, привычки. Представляется, что описательные фраг­ менты, посвященные художественному изоб­ ражению персонажа, условно можно назвать «собственно портретными», контаминиро- ванные - «несобственно портрегными». «Собственно портретные» и «несобст­ венно портретные» характеристики лите­ ратурного героя в английском рассказе XX в. находят свое воплощение в синтак­ сических единицах разных уровней: от одиночного предложения (или части пред­ ложения) до диктемы (минимальной тема- тизирующей единицы, представленной не­ сколькими предложениями). Несмотря на то что отдельное предложение можетформиро­ вать отдельную диктему, предложения-порт­ реты чаще всего являются частью некой связной текстовой последовательности с общей темой (т. е. частью общей дикгемы), нежели самостоятельной диктемой. Исходя из вышесказанного представ­ ляется возможным выделить две основные группы портретных характеристик, разли­ чающихся по синтаксической структуре: 1) диктема, 2) одиночное предложение (или его часть), не образующее отдельную диктему. Обратимся к краткому анализу ука­ занных синтаксических типов, в которых используется портретная характеристика персонажа. Внешний композиционный контур дик- темных портретных характеристик склады­ вается из двухосновных компонентов: 1) зачипное предложение, функция которого заключается в том, чтобы обо­ значить: - сам персонаж во времени и/или про­ странстве, - наблюдателя залитературным героем; 2) основная часть - предложение или группа предложений, содержание которых полностью или частично посвящено опи­ санию деталей внешнего облика героя. Приведем примеры диктсмных порт­ ретных характеристик с предложением- зачином, семантика которого заключается в утверждении существования героя в оп­ ределенном пространственном положении: There was in the play a young girl... Here beauty was light and delicate, her eyes were translucent and expressed all shades and tones of youth with unforgettable, ravishing loveliness. She herself was like a sea-shell. Her voice very low and soft, made the other actors give up whispering and listen. William thought of that voice as being like a bee in a window-pane in summer. But her singing voice was of even rarer, lovelier quality; then it was an exquisite soprano which sounded like a dulcimer or the grass hangings of a chandelier jingled by the breeze (H. E. Bates, “A ComicActor”, 165). Данная диктемная характеристика за­ нимает меньше абзаца. В основе ее вы­ деления в качестве минимальной тема- тизирующей единицы лежит значение привлекательности, молодости героини (второстепенной), в противовес полному, простоватому главному герою сорока пяти лет. Следует отметить, что имя девушки приводится в рассказе гораздо позднее, а основные черты акцентируются через дистантный повтор сем привлекательно­ сти, молодости и чистоты. Детальное опи­ сание голоса как одной из особенностей героини передано через метафорические сравнения like a bee in a window-pane in summer, like a dulcimer or the grass hangings of a chandelier jingled by the breeze и эпите­ ты low, soft, rare, lovely, exquisite. Лексиче­ ское наполнение характеристики свиде­ тельствует, что фактически она дана через восприятие главного героя, но отсутствие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=