Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого и далекие связи частей текста - ретроспек тивные, проспективные, двунаправленные, отражающие его когезию. Когезия осуществляется и на семантиче ском уровне, через такие составляющие тек ста, как категория пространства, времени, образ рассказчика. Всеобщей категорией ху дожественного текста является художествен ный образ, представляющий собой наиболее важный компонент произведения, поскольку он обращен разными своими сторонами од новременно и к идейному содержанию, и к языку, художественномуматериалу. Портретирование героя в чистом виде встречается значительно реже, чем описа ние и повествование в синтезированной форме, причем довольно часто описатель ный момент текста, посвященный герою, содержит сведения не только о его порт ретных данных, но и информацию друтого характера, позволяющую представить его вкусы, образ жизни, привычки. Представляется, что описательные фраг менты, посвященные художественному изоб ражению персонажа, условно можно назвать «собственно портретными», контаминиро- ванные - «несобственно портрегными». «Собственно портретные» и «несобст венно портретные» характеристики лите ратурного героя в английском рассказе XX в. находят свое воплощение в синтак сических единицах разных уровней: от одиночного предложения (или части пред ложения) до диктемы (минимальной тема- тизирующей единицы, представленной не сколькими предложениями). Несмотря на то что отдельное предложение можетформиро вать отдельную диктему, предложения-порт реты чаще всего являются частью некой связной текстовой последовательности с общей темой (т. е. частью общей дикгемы), нежели самостоятельной диктемой. Исходя из вышесказанного представ ляется возможным выделить две основные группы портретных характеристик, разли чающихся по синтаксической структуре: 1) диктема, 2) одиночное предложение (или его часть), не образующее отдельную диктему. Обратимся к краткому анализу ука занных синтаксических типов, в которых используется портретная характеристика персонажа. Внешний композиционный контур дик- темных портретных характеристик склады вается из двухосновных компонентов: 1) зачипное предложение, функция которого заключается в том, чтобы обо значить: - сам персонаж во времени и/или про странстве, - наблюдателя залитературным героем; 2) основная часть - предложение или группа предложений, содержание которых полностью или частично посвящено опи санию деталей внешнего облика героя. Приведем примеры диктсмных порт ретных характеристик с предложением- зачином, семантика которого заключается в утверждении существования героя в оп ределенном пространственном положении: There was in the play a young girl... Here beauty was light and delicate, her eyes were translucent and expressed all shades and tones of youth with unforgettable, ravishing loveliness. She herself was like a sea-shell. Her voice very low and soft, made the other actors give up whispering and listen. William thought of that voice as being like a bee in a window-pane in summer. But her singing voice was of even rarer, lovelier quality; then it was an exquisite soprano which sounded like a dulcimer or the grass hangings of a chandelier jingled by the breeze (H. E. Bates, “A ComicActor”, 165). Данная диктемная характеристика за нимает меньше абзаца. В основе ее вы деления в качестве минимальной тема- тизирующей единицы лежит значение привлекательности, молодости героини (второстепенной), в противовес полному, простоватому главному герою сорока пяти лет. Следует отметить, что имя девушки приводится в рассказе гораздо позднее, а основные черты акцентируются через дистантный повтор сем привлекательно сти, молодости и чистоты. Детальное опи сание голоса как одной из особенностей героини передано через метафорические сравнения like a bee in a window-pane in summer, like a dulcimer or the grass hangings of a chandelier jingled by the breeze и эпите ты low, soft, rare, lovely, exquisite. Лексиче ское наполнение характеристики свиде тельствует, что фактически она дана через восприятие главного героя, но отсутствие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=