Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 И. В. Родионова ДИКТЕМА КАКСПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВЕСНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОРТРЕТА Художественный образ является всеобщей категорией художественного текста, наиболее важным компонентом произведения, поскольку он обращен разными своими сторонами одновременно и к идейному содержанию, и к языку, художест­ венному материалу. На синтаксическом уровне естественную составную часть структуры языка представляет диктема, являющаяся минимальной тематизирую- щей единицей текста и состоящая из одного или нескольких предложений, объеди­ ненных одной темой. Поскольку вне диктемного строения текст как непосредствен­ ный продукт речевой деятельности не существует и существовать не может, портретирование героя, несущее в себе определенную микротему, находит свое во­ площение вдиктемах, представленных одним или несколькими предложениями. Поиски строгих формальных критери­ ев организации текста привели лингвистов к выделению непосредственной текстооб­ разующей единицы, которая реально дана получателю сообщения: для устной речи - это синтагма (смысловой сегмент), выде­ ляемая фонетическим расчленением речи, а для письменной - абзац или сверхфразо- вое единство, открытое работами Н. С. Пос­ пелова (говорившего о «сложном синтак­ сическом целом» [1]) и Л. А. Булаховского (который писал о «сверхфразовом единст­ ве» [2]). Сверхфразовое единство опреде­ ляется как «сложное структурное единство, состоящее более чем из одного самостоя­ тельного предложения, обладающее смы­ словой целостностью в контексте связной речи и выступающее как часть завершен­ ной коммуникации» [3, 69]. Однако с точки зрения строя текста предложение является существенным эле­ ментом выражения (выразителем номина­ ции и предикации). Вне предложения текст не может передавать суждений и умозак­ лючений, лишается способности осмыс­ ленного отражения окружающего мира. Разные непредикативные изглашения (сло­ восочетания, междометия, нечленораздель­ ные возгласы) становятся носителями ин­ формативного смысла лишь в соединении с предикативными ядрами речи [4, 47]. Таким образом, непосредственным элементом структуры текста как целого может служить не только сверхфразовое единство, но и отдельное предложение, непосредственно не связанное ни струк­ турно, ни семантически с окружающими его высказываниями. Такую тематизи- рующую единицу текста, которая может быть выражена союзом предложений или одним предложением, М. Я. Блох называет диктемой [5, 120]. Принципиальное различие между по­ нятиями сверхфразового единства и дик- темы (при их закономерной исторической связи) состоит в том, что сверхфразовое единство в контексте выделивших его ра­ бот не имеет уровнеструктурного опреде­ ления, а диктема, напротив, раскрывает свои свойства в качестве естественной со­ ставной части реверсивно-определенной уровневой структуры языка (т. е. строго отвечает принципу' «одна или нескольких единиц непосредственно нижележащего уровня строят одну и только одну едини­ цу непосредственно вышележащего уров­ ня») [4, 62]. Вне диктемного строения текст как непосредственный продукт рече­ вой деятельности не существует и сущест­ вовать не может. Границы между разными диктемами достаточно четко обозначены сменами тем и могут сопровождаться использованием специальных средств текстосинтаксиче­ ской связи (вводно-союзных слов, связую­ щих коррелятов-субститутов, специализи­ рованной корреляцией грамматико-катего- риальных форм, таких как глагольные времена и виды и др.). Темагичность собирается от диктемы к диктеме и отображается на целом тексте. Через диктему осуществляются близкие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=