Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого большей эмоциональной экспрессивностью. Подобное явление налицо в инаугурацион­ ной речи у президента Кеннеди. Этому можно противопоставить мелодическое оформление речи лидеров более зрелого возраста и эмоционально более сдержан­ ных, подобно президенту Рейгану. Такого рода оратор в аналогичной ситуации для создания подобного эффекта скорее будет использовать нисходящую шкалу со спе­ циальным подъемом в сочетании с высо­ ким нисходящим тоном или ровным тоном. На ритмическое оформление речи может повлиять также эмоциональное со­ стояние и возраст оратора. У лидеров старшего возраста отмечается большее ко­ личество длительных пауз, меньшее коли­ чество пауз хезитации, более короткие синтагмы. В политически и эмоционально неблагоприятных условиях, в которых, на­ пример, оказался президент Рейган, на­ блюдается увеличение частотности пауз хезитации, увеличение длительности син­ тагмы и меньшая продолжительность пауз. С точки зрения акустических харак­ теристик речи торжественная или офици­ альная речь может иметь узкий диапазон, большую вариативность мелодических конфигураций, пониженный уровень ин­ тенсивности. В ситуации более свободного общения с аудиторией, например в ситуации обра­ щения к общественности во время дру­ жеского визита , лидеры, соответствую­ щие имиджу власти, демонстрируют не­ сколько иное просодическое оформление речи. Однако необходимо отменить, что определенный набор просодических харак­ теристик остается ведущим. В мелодическом оформлении син­ тагмы отмечено преобладание нисходящей шкалы в сочетании с нисходящими тона­ ми, а также наличие ровной шкалы в соче­ тании с нисходящими и восходящими го­ нами. Частотность ровного тона в данной ситуации либо невысока, либо он не упот­ ребляется вообще. В отличие от торжест­ венной ситуации, в ситуации общения с аудиторией в мелодическом репертуаре лидеров с имиджем власти наблюдается употребление восходящей шкалы в сочета­ нии с восходящими тонами и нисходящей шкалы со специальным подъемом в соче­ тании с высоким нисходящим тоном, что придает речи экспрессивность и высокую степень апеллятивности. Отмечается уве­ личение частотности восходящих тонов, которые в данной ситуации оформляют финальные синтагмы, что создает эффект «ожидания продолжения». Сложные тоны и в подобной ситуации не являются час­ тотными для таких ораторов. Здесь, как и в официальной ситуации общения, выде­ лительную функцию выполняет в основ­ ном высокий нисходящий тон. Сложные тоны используются преимущественно для оформления ключевых слов в синтагме, в данном случае - ситуативных политиче­ ских ярлыков. Как в высокоторжественной ситуации, так и в ситуации дружеского обращения, лидеры с имиджем власти демонстрируют достаточно четкую ритмическую органи­ зацию речи. Характерно ритмичное деле­ ние высказывания на интонационные груп­ пы, стремление к темповой однородности речи. Отмечается повышенная частотность пауз хезитации. Выступление лидеров с имиджем влас­ ти в подобной ситуации характеризуется узким мелодическим диапазоном, стабиль­ ным, более высоким уровнем интенсивности, широким диапазоном интенсивности. Нали­ чествует определенная вариативность ЧОТ, достаточновысокийуровень среднейЧОТ. К вариативным признакам просоди­ ческого оформления речи в подобной си­ туации относится отсутствие единой тен­ денции в мелодическом оформлении по­ литических ярлыков. Может наблюдаться доминирование нисходящего тона в оформ­ лении ключевых слов в синтагме (полити­ ческих базовых ярлыков) и восходящих тонов у ситуативных политических яр­ лыков, практическое отсутствие сложных тонов, как это было зарегистрировано в речи президента Рейгана. С другой сто­ роны, имеет место преобладание восходя­ щих тонов в оформлении политических базовых ярлыков и нисходящих тонов в оформлении политических ситуативных ярлыков. Подобное оформление демонст­ рирует президент Кеннеди. Такое различие скорее всего может быть объяснено раз­ личными коммуникативными задачами ораторов, а также различием школ актер

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=