Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3,2005 учное исследование, «сбили» человека с естественной дороги его развития на ведущий к катастрофе путь прогресса. Душа же - это как раз то подлинное (сравнимое с ницшеан­ ским дионисийским бытием), что, слушая ритм космоса, ведет человека к гармонии. Ду­ ша - это символ и воплощение противостоящего духу ритма естественной жизни, ритм «правильного» развития для человека. Другая важная функция ритма, по Клагесу, заключается в том, что он выступает как третья высшая ипостась, которая примиряет все противоположности дуалистического органического мира. Ритм - это мировая душа, соединяющая в себе целостность мужчи­ ны иженщины, огня и воды, зимы и лета, верха и низа, право и лево, то есть ритм высту­ пает как «полярная непрерывность» (poiarisierte Stetigkeit). Этим утверждением Клагес примиряет две античные точки зрения на ритм: статистическую (выраженную прежде всего в трудах Пифагора) идинамическую (обоснованную в трудах Гераклита). В этом объединяется и антиномия пространство - время, которую Клагес определя­ ет как основную, заключающую в себе все остальные. Называя пространство «телом вре­ мени», а время - «душой пространства», он показывает целостность свой картины мира, гармонично заключающей в себе все составляющие, в том числе и человека: «Каждая от­ дельная душа живет, когда она вибрирует в [общем] ритме, и даже если это продолжается коротенькое мгновение, она соприкасается с тем, что объединяет оба полюса происходя­ щего с вечностью проходящего и становящегося (mit der Ewigkeit Vergehens und Werdens). Возможно, что-то подобное думал мистик, когда писал стихотворение 8: Кому время как вечность, А вечность как время, Тот свободен От всех жизненных дрязг» 9 Клагес не первым определяет ритм как первоэлемент. Его заслуга состоит уже в ори­ гинальном соединении ритмических теорий предшествующих эпох в единое целое в ду­ хе символизма. Если представить ритмическую теорию Людвига Клагеса в символистском измере­ нии, то получится колокол : объединение полярностей вечностью в единое целое. Коло­ кол - один из самых древних, известных еще в Древнем Китае, Античной Греции и Иу­ деи символов ритма и гармонии Космоса, купол которого символизировал небо, а било (язык колокола) - мировое дерево или ось, соединяющую землю и небо. Звуки колокола, с одной стороны, - символы шагов времени, течения бытия, с другой стороны, звук «за­ ключен» в круг - символ вечности, знак непреходящего. Так, колокол задает ритм чело­ веческой жизни, напоминая при этом о вечности. Таким образом, Людвиг Клагес смог облечь мифологические представления в философ­ скую систему, возродить древние представления для современного ему мира. Через свое по­ этическое творчество и свои теоретические философские работы он показывал путь выхода из кризиса, в котором оказалась вся европейская культура и цивилизация на рубеже XIX- XX вв. Он раскрывал тупиковость и бесполезную смерть цивилизации, которая основывалась на техногенном оптимизме, порожденном человеческим разумом. В своих теориях Людвиг Клагес выступает не только как поэт, философ, но и как культуролог, имя которого достойно упоминания в современных культурологических исследованиях. Т. V. Kolcheva FORGOTTEN NAMES: LUDWIG KLAGES This article is about some works of German philosopher and culturologist Ludwig Klages, whose works are unknown formany Russian scientists. His views on the natureof rhythm are very important for history of European symbolism with its theories about the “End of the European Civilization”. Andrej Belij’s rhythmical theory is very popular in our country, but it is interesting to compare it toKlages’ one. But there is no translation of Klages’ works into Russian. This article is the first work, which contains the translation of one of his poems and some abstracts from his book about rhythm.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=