Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Т. В. Колчева ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: ЛЮДВИГ КЛАГЕС. ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФИЛОСОФА ИФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОЭТА Данная статья посвящена поэтическому и философскому наследию немецко го символиста и культуролога XX в. Людвига Клагеса. Его работы, время создания которых выпало на самый темный период немецкой истории, нельзя оценивать од нозначно. Творчество Клагеса достойно упоминания в культурологических иссле дованиях, так как многие его тезисы о техногенной цивилизации, убиваю щей подлинную культуру, оказались пророческими. Его взгляды на природу ритма можно сравнить с ритмической теорией Андрея Белого. И если труды по следнего изучаются в нашей стране, то о творчестве Клагеса практически ничего не известно. Настоящая статья представляет собой лишь небольшой анализ одного из его стихотворений, которое является не только поэтическим, но и философским произведением. Имя немецкого философа и поэта Людвига Клагеса практически неизвестно в Рос сии. Его судьба повторила судьбу Фридриха Ницше, которого официальная советская марксистско-ленинская философская наука обвинила в том, что он явился одним из непо средственных идеологов фашизма. Все его работы расценивались только с этой точки зрения. В «Философской энциклопедии» за 1962 г. в статье, посвященной Людвигу Кла- гесу, указывается что «реакционные черты учения Клагеса сделали его непосредст венным предтечей немецкого фашизма, идеологи которого неоднократно признава ли это»’.Такое восприятие идеалистической философии Л. Клагеса способствовало тому, что все его работы (и даже имя) в СССР подверглись абсолютному забвению. Они не пе реводились и не издавались. В более современных энциклопедических изданиях 2идеоло гическая подоплека исчезла, но многое в творчестве Л. Клагеса уже просто не принима лось во внимание. Например, полному забвению подверглись его труды, посвященные ритму и графологии. Людвиг Клагес был одним из тех представителей «философии жизни», которые старались раскрыть в своих исследованиях тайну жизни, которые доказывали необходимость к возвра щению приоритета созерцания и фантазии вфилософии, которые говорили о гармонии челове ка, культуры иприроды. Такая направленность идей Клагеса сложилась не в последнюю очередь из-за его участия в кружке Стефана Георге, одного из самых значительных поэтов-символистов Германии. Этот факт жизни Л. Клагеса не очень известен. В хронике журнала «Аполлон» за 1909 г., № 3, напечатана статья Йоханнеса фон Гюнтера «Заметки о немецкой литера туре», в которой он, перечисляя «георгеанцев», упоминает и Людвига Клагеса. Поэтическое наследие Л. Клагеса собрано в сборник «Ритмы и руны» 3. Русского пе ревода его работ нет, поэтому круг читателей, знакомых с его произведениями, очень узок. Среди его многочисленных стихотворений особенно интересно одно, которое назы вается «Жизнь». Это стихотворение можно считать программным, так как в нем можно найти большинство черт и признаков символистского произведения искусства. Das Leben Жизнь Wilde Bewegung, flutende Hast - Быстрое движение, страшная спешка - Keine Sekunde fur Dauer und Rast - Нет ни секунды для остановки и отдыха - Heip sich umfangen, imKusse ergluhn - Горячо обняться, утонуть в поцелуе - Wiederum scheiden, ins weite fliehn - Снова расстаться и умчаться вдаль -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=