Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Т. В. Колчева ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: ЛЮДВИГ КЛАГЕС. ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФИЛОСОФА ИФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОЭТА Данная статья посвящена поэтическому и философскому наследию немецко­ го символиста и культуролога XX в. Людвига Клагеса. Его работы, время создания которых выпало на самый темный период немецкой истории, нельзя оценивать од­ нозначно. Творчество Клагеса достойно упоминания в культурологических иссле­ дованиях, так как многие его тезисы о техногенной цивилизации, убиваю­ щей подлинную культуру, оказались пророческими. Его взгляды на природу ритма можно сравнить с ритмической теорией Андрея Белого. И если труды по­ следнего изучаются в нашей стране, то о творчестве Клагеса практически ничего не известно. Настоящая статья представляет собой лишь небольшой анализ одного из его стихотворений, которое является не только поэтическим, но и философским произведением. Имя немецкого философа и поэта Людвига Клагеса практически неизвестно в Рос­ сии. Его судьба повторила судьбу Фридриха Ницше, которого официальная советская марксистско-ленинская философская наука обвинила в том, что он явился одним из непо­ средственных идеологов фашизма. Все его работы расценивались только с этой точки зрения. В «Философской энциклопедии» за 1962 г. в статье, посвященной Людвигу Кла- гесу, указывается что «реакционные черты учения Клагеса сделали его непосредст­ венным предтечей немецкого фашизма, идеологи которого неоднократно признава­ ли это»’.Такое восприятие идеалистической философии Л. Клагеса способствовало тому, что все его работы (и даже имя) в СССР подверглись абсолютному забвению. Они не пе­ реводились и не издавались. В более современных энциклопедических изданиях 2идеоло­ гическая подоплека исчезла, но многое в творчестве Л. Клагеса уже просто не принима­ лось во внимание. Например, полному забвению подверглись его труды, посвященные ритму и графологии. Людвиг Клагес был одним из тех представителей «философии жизни», которые старались раскрыть в своих исследованиях тайну жизни, которые доказывали необходимость к возвра­ щению приоритета созерцания и фантазии вфилософии, которые говорили о гармонии челове­ ка, культуры иприроды. Такая направленность идей Клагеса сложилась не в последнюю очередь из-за его участия в кружке Стефана Георге, одного из самых значительных поэтов-символистов Германии. Этот факт жизни Л. Клагеса не очень известен. В хронике журнала «Аполлон» за 1909 г., № 3, напечатана статья Йоханнеса фон Гюнтера «Заметки о немецкой литера­ туре», в которой он, перечисляя «георгеанцев», упоминает и Людвига Клагеса. Поэтическое наследие Л. Клагеса собрано в сборник «Ритмы и руны» 3. Русского пе­ ревода его работ нет, поэтому круг читателей, знакомых с его произведениями, очень узок. Среди его многочисленных стихотворений особенно интересно одно, которое назы­ вается «Жизнь». Это стихотворение можно считать программным, так как в нем можно найти большинство черт и признаков символистского произведения искусства. Das Leben Жизнь Wilde Bewegung, flutende Hast - Быстрое движение, страшная спешка - Keine Sekunde fur Dauer und Rast - Нет ни секунды для остановки и отдыха - Heip sich umfangen, imKusse ergluhn - Горячо обняться, утонуть в поцелуе - Wiederum scheiden, ins weite fliehn - Снова расстаться и умчаться вдаль -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=