Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 женщины-поэта, а конечную - сознание поэта-женщины. Подобная «запрограмми рованная автором возможность прочтения текста в разных смысловых “регистрах”» отмечена Л. Г. Кихней. По ее мнению, имен но с «Белой стаи» в художественной системе Ахматовой «возникают поэтические уста новки, близкие символистским» [3, 71]. Осенью 1915 г. у Ахматовой обострил ся туберкулез. Почти всю зиму она была прикована к постели. Состояние было кри тическим, и врачи настоятельно рекомен довали лечение в Крыму, где Ахматова и провела осень 1916 г. Так, судьба сама указывала Ахматовой на возможность «прочтения» своей книги жизни с «огляд кой» на идеальный источник, коим для нее являлся Пушкин. Для Пушкина южная ссылка стала мо ментом духовного перелома, который во брал в себя и переосмысление жизни, и осознание необходимости обретения сво его голоса, поиска «своей темы», соответ ствующей масштабу дарования. Потреб ность жизненной перемены назрела внут ренне, и судьба дала ему эту перемену. Центральными в лирике этого периода становятся мотивы прощания с юностью, утраты того, что составляло прежнюю жизнь; бегства (= изгнания), добровольно го разрыва с прежним миром; освобожде ния от «мучительных страстей»; желание забвения «минутного», «неверного», «на прасного», того, что названо «счастья при зраком ложным». Сквозной лирический сюжет книги Ахматовой «Белая стая» включает в себя уход из привычного мира, отказ от преж ней жизни во всей полноте, уединение и «подъем» на иную духовную высоту («Твой белый дом и тихий сад оставлю...», «Уединение», «Слаб голос мой...» и др.), обретение более полного знания и поиск иных основ миропонимания, смысла твор чества и своего назначения. Но главной темой книги становится отказ от твор чества, «поэтическое самоубийство», воз можную причину которого В. Ходасевич видел в «разуверении в поэзии как под виге». Подвиг поэта - принесение себя в жертву, «внутреннее сгорание». Стихо творение «Тяжела ты, любовная память!» построено на принципе несоответствия условия и интенсивности действия, дейст вия и результата. Пламя жертвенного кост ра, в котором заживо сгорает поэт, не вос пламеняет, а лишь греет мертвых, с ос тывшей душой и пресыщенным телом. Жертва видится напрасной, бесцельной. Возникает мотив греха и связанный с ним мотив духовного очищения. Мольба об «осиянном забвении» - мольба об уничто жении прошлого, «бесславной славы» (на прасной жертвы), которая сродни греху и потому требует «омовения». Потому сквозным мотивом этого раздела книги стал мотив «немоты». Начало 1820-х годов в творчестве Пушкина - это и время переосмысления образа поэта, «самосознание мессии... трансформируется в позицию пророка, на блюдающего за бесконечной цепью катак лизмов и постигающего их внутренний смысл» [2, 232]. Важным представляется появление в эпилоге поэмы «Руслан и Людмила», написанном уже на Кавказе, мотива поэтического бессилия («Но огнь поэзии погас...», «Она прошла, пора сти хов...», «И скрылась от меня навек /Богиня тихих песнопений...»), который настойчи во повторяется еще несколько раз и сменя ется мотивом возвращения поэтического вдохновения в послании «Чаадаеву» (1821). Знаменательно, что в этом стихо творении, соединившем центральные мо тивы лирики южного периода (освобожде ние от «сетей» прошлых заблуждений, обретение новой жизни - «Для сердца но вую вкушаю тишину» и вдохновения - «Богини мира, вновь явились музы мне...»), возникает образ Овидия. Значи мость поэтической идеи о «встрече с тенью Овидия» в лирике южного периода для формирования пушкинской концепции по эта подробно исследована М. Б. Гаспаро- вым. По мнению ученого, она стала «изна чальным творческим импульсом» в осмыслении модели встречи между стар шим (принадлежащим минувшей эпохе) и младшим (современным) поэтом, которые противопоставлены как «певец» и «про рок». При этом «свой собственный творче ский образ Пушкин ассоциирует с типом поэта нового времени - “сурового”, неп реклонного в исполнении своей миссии» [2, 219], то есть поэта-«пророка».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=