Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого В репликах адресата контроль пони­ мания осуществляется с помощью пере­ спроса: “Smith. What a lovely safe name!” - “Safe?” I echoed (Hailey, 86). Таким образом, инвентарь языковых средств реализации контакта понимания существенно меньше, чем контакта внима­ ния: его основу составляют предикативные построения. Модальный контакт проявляется в первую очередь в способах реагирования на тему диалога и на речевое действие парт­ нера, обеспечивает накопление согласия и единомыслия. В исследуемом материале от­ мечен достаточно большой перечень средств выражения контакта этого типа. Из них только модальные слова дают оценку изла­ гаемым фактам или ситуации общения, на­ пример: “Is the game still on?” I asked Hale. - “Good,”Hale said. “Yougot back” (Shaw, 67). Остальные средства речевого контакта используются для апеллирования к мне­ нию собеседника и направлены на уста­ новление согласия и понимания между коммуникантами. За такими репликами, как правило, следует реакция оценки. Средством языкового выражения модаль­ ного контакта могут быть: - контактные стимулы-запросы: “I paint out of loneliness and nostalgia. It makes them original, don’t you think?: - “I would say so” (Shaw, 123); - переспросы: “There was an accident with the car. Barnsley and Natalie were both killed instantly.” - “Both?” (Barnard, 16); - контактные разделительные допро­ сы: Fabian stood looking at the house hs though he were facing an enemy. “It’s small, isn’t it?” he said/ - It’s big enough” (Shaw, 137); - контактные риторические вопросы: “Did you expect him to commit suicide?” - “Oh no, nothing like that. What’s a divorce these days?Just a trial separation” (Barnard, 16). Эмоциональный контакт обеспечи­ вает совмещение в высказывании контакт­ ной интенции и эмоциональной состав­ ляющей. Как правило, эмоциональное содержание высказывания тесно перепле­ тено с интеллектуальной информацией, что осложняет его вычленение и анализ. Сред­ ством выражения эмоционального контак­ та в исследуемом материале являются: - невербальные изглашения: “I don’t believe it!” - “Huh!” - “But have you seen their presentations of accounts?” (Lewis, 16); - междометия-эмотивы, например: Alfread was saying, “I’ve learned a lot in the last few years, Paige” - “Oh?” (Barnard. 218); - повторы, например: “Some Midlands- based businessmen, Maxtel, Arundel, Fraser ... and one guy from your neck of woods. Paulson.” - “Paulson? (Lewis. 7); - обращение-интенсификатор, напри­ мер: “Darling! Wonderful! What a relief!” (Shaw, 153). Таким образом, средством выражения эмоционального контакта в большинстве случаев выступают однословные непреди­ кативные единицы. Социально-регулятивный контакт обеспечивает демонстрацию социального статуса коммуникантов и тем самым сти­ мулирует установление адекватных соци­ альных отношений. Наиболее характерным средством речевого выражения контакта этого типа являются непредикативные единицы, а именно: - обращение-персонификатор: “Thank you, Colonel! First class effort. Well done” (Barnard, 161); - формулы речевого этикета с обраще­ нием или без обращения: She came up to me in the club and shook hands with me. “How do you do. Mayor Gaze? Do you remember me? (Lewis, 278). Наконец, этикетный контакт обес­ печивает реализацию максимы вежливости Г. Г. Грайса [4], т. е. содержит ряд средств реализации коммуникативных стратегий вежливости, направленных на предотв­ ращение конфликтов. Средством рече­ вого выражения контакта этого типа вы­ ступают специальные формулы вежливос­ ти, например: “It’ll give me more time to take you through the plot of my novel” - “Congratulations” (Shaw, 56). Таким образом, анализ языкового ма­ териала показывает, что каждому из на­ званных выше типов контакта соответству­ ет свой инвентарь средств речевого выра­ жения: в некоторых случаях - уникальный, в других случаях - повторяющийся для нескольких типов. При этом личностно­ ориентированные типы контактов, прежде всего контакты внимания и понимания,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=