Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого В репликах адресата контроль пони мания осуществляется с помощью пере спроса: “Smith. What a lovely safe name!” - “Safe?” I echoed (Hailey, 86). Таким образом, инвентарь языковых средств реализации контакта понимания существенно меньше, чем контакта внима ния: его основу составляют предикативные построения. Модальный контакт проявляется в первую очередь в способах реагирования на тему диалога и на речевое действие парт нера, обеспечивает накопление согласия и единомыслия. В исследуемом материале от мечен достаточно большой перечень средств выражения контакта этого типа. Из них только модальные слова дают оценку изла гаемым фактам или ситуации общения, на пример: “Is the game still on?” I asked Hale. - “Good,”Hale said. “Yougot back” (Shaw, 67). Остальные средства речевого контакта используются для апеллирования к мне нию собеседника и направлены на уста новление согласия и понимания между коммуникантами. За такими репликами, как правило, следует реакция оценки. Средством языкового выражения модаль ного контакта могут быть: - контактные стимулы-запросы: “I paint out of loneliness and nostalgia. It makes them original, don’t you think?: - “I would say so” (Shaw, 123); - переспросы: “There was an accident with the car. Barnsley and Natalie were both killed instantly.” - “Both?” (Barnard, 16); - контактные разделительные допро сы: Fabian stood looking at the house hs though he were facing an enemy. “It’s small, isn’t it?” he said/ - It’s big enough” (Shaw, 137); - контактные риторические вопросы: “Did you expect him to commit suicide?” - “Oh no, nothing like that. What’s a divorce these days?Just a trial separation” (Barnard, 16). Эмоциональный контакт обеспечи вает совмещение в высказывании контакт ной интенции и эмоциональной состав ляющей. Как правило, эмоциональное содержание высказывания тесно перепле тено с интеллектуальной информацией, что осложняет его вычленение и анализ. Сред ством выражения эмоционального контак та в исследуемом материале являются: - невербальные изглашения: “I don’t believe it!” - “Huh!” - “But have you seen their presentations of accounts?” (Lewis, 16); - междометия-эмотивы, например: Alfread was saying, “I’ve learned a lot in the last few years, Paige” - “Oh?” (Barnard. 218); - повторы, например: “Some Midlands- based businessmen, Maxtel, Arundel, Fraser ... and one guy from your neck of woods. Paulson.” - “Paulson? (Lewis. 7); - обращение-интенсификатор, напри мер: “Darling! Wonderful! What a relief!” (Shaw, 153). Таким образом, средством выражения эмоционального контакта в большинстве случаев выступают однословные непреди кативные единицы. Социально-регулятивный контакт обеспечивает демонстрацию социального статуса коммуникантов и тем самым сти мулирует установление адекватных соци альных отношений. Наиболее характерным средством речевого выражения контакта этого типа являются непредикативные единицы, а именно: - обращение-персонификатор: “Thank you, Colonel! First class effort. Well done” (Barnard, 161); - формулы речевого этикета с обраще нием или без обращения: She came up to me in the club and shook hands with me. “How do you do. Mayor Gaze? Do you remember me? (Lewis, 278). Наконец, этикетный контакт обес печивает реализацию максимы вежливости Г. Г. Грайса [4], т. е. содержит ряд средств реализации коммуникативных стратегий вежливости, направленных на предотв ращение конфликтов. Средством рече вого выражения контакта этого типа вы ступают специальные формулы вежливос ти, например: “It’ll give me more time to take you through the plot of my novel” - “Congratulations” (Shaw, 56). Таким образом, анализ языкового ма териала показывает, что каждому из на званных выше типов контакта соответству ет свой инвентарь средств речевого выра жения: в некоторых случаях - уникальный, в других случаях - повторяющийся для нескольких типов. При этом личностно ориентированные типы контактов, прежде всего контакты внимания и понимания,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=