Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого пиального различия: я з ы к о в а я и р е ч е в а я метафоры. В основе я з ык о в о й м е т а фо - р ы лежат объективированные ассоциа тивные связи, отражаемые в коннотатив- ных признаках, несущих сведения об обиходно-практическом либо культурно историческом опыте данного народа. На пример, собака - домашнее животное, ко торое обычно используется для охраны жилого помещения. Отсюда злость, агрес сивность, грубость - черты, с одной сто роны, требуемые от хорошей сторожевой собаки, с другой стороны, ставшие мотивом в употреблении слова собака по отношению к ‘злому, грубому человеку’ [7, 603]: «- Я не знаю, ваша ясновельмож- ность,- говорил он, - зачем вам хочется смотреть их. Это собаки, а не люди. И вера у них такая, что никто не уважает. - Врешь ты, чертов сын! - сказал Бульба. - Сам ты собака ! Как ты смеешь говорить, что нашу веру не уважают? Это вашу еретическую веру не уважают!» (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба). Основное свойство языковой метафо ры, в отличие от речевой, состоит в том, что она создается на основе коннотаций, сопровождающих слово в его обычном употреблении и закрепленных за его смы словым потенциалом языковым узусом, который вбирает в себя языковой опыт. Коннотативные мотивации переосмыслен ных слов объективны, поскольку основаны на общих знаниях данного языкового кол лектива. Мотивировка языковой метафоры прозрачна, многим хорошо знакома, запо минается без усилий вследствие налйчия фонового знания у говорящих на данном (в нашем случае - русском) языке. Языко вой характер метафоры проявляется в за крепленности и воспроизводимости пере осмысленного значения языковой формы в речевой цепи. Р е ч е в а я м е т а ф о р а всегда связана с конкретным контекстом, по скольку «рождается» в нем. Коннотатив ные признаки, служащие мотивом для вто ричной номинации, индуцируются только в рамках некоторого «лексического набо ра», т. е. в пределах высказывания или текста. Такие коннотации отражают не коллективное, а индивидуальное видение мира, поэтому они субъективны и «слу чайны» относительно общего знания. Ре чевая метафора чрезвычайно распростра нена как способ достижения художест венного эффекта в литературе, особенно в поэзии: Ты оденешь меня в серебро, И когда я умру, Выйдет месяц - небесный Пьеро, Встанет красный паяц на юру. (А. А. Блок) В сознании поэта Пьеро - паяц, клоун, балаганный шут, который «испугает сову, загремев под горой бубенцом». Эти при знаки мотивируют использование номи нанта Пьеро для обозначения месяца, ко торый, как и любой шут, стоящий «на позорище», стоит «на юру». «Сморщенный лик» паяца «стар и бесстыден в земной на готе». Это можно сказать и о «лике» меся ца, который так же стар и так же бесстыд но взирает сверху на человеческую наготу. Индивидуальные ассоциации, связанные с именем Пьеро, породили у Блока мета фору «месяц-Пьеро» и выражение отрица тельной субъективной оценки месяца. Отметим, что стихотворение написано в 1904 г., поэтому авторские ассоциации понятны. Для нас же, читателей XXI в., образ Пьеро влечет за собой воспоминания о кукле-мальчике из кукольного театра Ка- рабаса Барабаса, который плачет от не разделенной любви к Мальвине, посвящая ей стихи. Субъективная оценка, вызывае мая этим образом, скорее положительная. Отрицательной она может быть в том слу чае, если субъект оценки не любит плакс. Итак, языковая и речевая метафоры различаются характером ассоциаций, на основе которых они создаются. Если ассо циации носят объективный, принятый в данном коллективе характер, то метафора относится к разряду языковых. Если ассо циации носят индивидуальный характер, то метафора относится к разряду речевых. Способность метафоры «пробуждать» ассоциации и тем самым настраивать но вые семантические пласты в высказыва нии, а также выражать субъективное нача ло во взгляде на действительное обуслов ливают тот факт, что метафора очень широко «эксплуатируется» в квалифика- тивно-оценочной деятельности сознания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=