Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого плана развития вуза, факультета, специальности, кафедры. Ясно, что реализация перспек­ тивного плана осуществляется посредством формирования и выполнения ежегодных планов работы вуза и его структурных подразделений. Здесь следует обратить внимание на два важных обстоятельства. 1. Система управления качеством в вузе должна строиться на принципах, которые доведены до сведения всех участников образовательного процесса. Наиболее известными в настоящее время являются принципы ИСО 9000-2001: - ориентация на потребителя. Университет зависит от своих потребителей, в каче­ стве которых выступают государство (Министерство образования и науки России, Феде­ ральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки), студенты и их семьи, общество в целом. Поэтому университет должен учиты­ вать их требования и соответствовать их ожиданиям; - лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направле­ ния деятельности университета. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю сре­ ду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач вуза; - вовлечение работников. Сотрудники университета всех уровней составляют основу организации. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельно­ сти вуза и рациональное использование их потенциала приносят пользу университету; - процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятель­ ностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к неиз­ бежности инвентаризации всех жизненно важных процессов университета, определению ответственных за такие процессы и документальной регламентации последних; - системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимо­ связанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности уни­ верситета при достижении его целей; - постоянное улучшение деятельности. Постоянное улучшение деятельности уни­ верситета в целом следует рассматривать как его неизменную цель; - принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности университета и его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна содержать все уста­ новленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей; - взаимовыгодные отношения с партнерами. Университет и его партнеры взаимоза­ висимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться: - школы, лицеи и другие учреждения образования, выпускники которых собираются поступать в университет; - учреждения, организации, предприятия, в которых работают или будут работать выпускники университета; - администрации области, городов, районов, организации, которые по каким-либо другим причинам заинтересованы в сотрудничестве с университетом и являются парт­ нерами вуза; - другие вузы России, заинтересованные в сотрудничестве с университетом; - любые поставщики продукции и услуг, необходимых для университета. 2. Исходя из принципов ИСО 9000-2001 в университете реализуется форма плани­ рования работы преподавателей кафедр, исходя из трудоемкости, предусмотренной 36-часовой рабочей неделей. Данная форма позволяет оценить и спланировать трудоза­ траты отдельных преподавателей и кафедр в целом по достижению целей, определяемых планом работы кафедр. Для оценки деятельности факультетов, специальностей, кафедр в университете при реализации соответствующих планов может использоваться следующая система внут- ривузовского мониторинга деятельности структурных подразделений. Она находится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=