Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 И. Е. Герасименко МЕТАФОРА КАК ПРИЕМ ВЫРАЖЕНИЯ КОННОТАТИВНО-ОЦЕНОЧНОЙ СЕМАНТИКИ В настоящей статье рассматривается метафора как один из приемов создания двуплановости и выражения подтекстовых (модусных) смыслов высказывания. Ав­ тор описывает механизм возникновения коннотативно-оценочного заряда метафо­ ры, исходя из положений теории метафоры, выдвинутых М. Блэком, Н. Д. Арутю­ новой, Ю. Д. Апресяном. Нами будет рассматриваться метафора как наиболее продуктивный способ созда­ ния языковых единиц во вторичной номи­ нации. Как указывает Н. Д. Арутюнова, «метафора - это колыбель семантики всех полнозначных и служебных слов; Жан Поль имел основания называть язык “сло­ варем потускневших метафор”» [2, 348]. Метафора - «наиболее мощное средство формирования новых концептов, то есть отражения -в языковой форме нового зна­ ния о мире - эмпирического, теоретическо­ го или художественного освоения действи­ тельности» [9, 81]. Ме т а ф о р а (от греч. metaphora перенос) - троп или механизм речи, со­ стоящий в употреблении слова, обозна­ чающего некоторый класс предметов, яв­ лений и т. п., для характеризации или наи­ менования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком- либо отношении. В расширительном смыс­ ле термин «“метафора” применяется к лю­ бым видам употребления слов в непрямом значении» [5, 296]. По выполнению синтаксических функ­ ций метафора находится в отношении кон­ траста к метонимии. Для метонимии ти­ пично выполнение идентифицирующей функции. Для метафоры, напротив, естест­ венно функционирование в сфере преди­ катов. Так, например, слово гипнотизер, выступающее в первичном значении в идентифицирующей функции, во вто­ ричной номинации (в качестве метафоры) функционирует как характеристика и за­ нимает соответствующую синтаксическую позицию: «- Ты, Юра, просто обманщик, гипно­ тизер] Он улыбнулся. - Почему? - Просто фальшивый человек - не смейся! Когда я с тобой, мне кажется то­ гда, что ничего не может случиться, а ведь это же неправда, ведь всегда что-нибудь может случиться! Разве можно быть такой спокойной, как я сейчас, ведь это же не­ правда, а делаешь это ты» (Л. Андреев. Полет). Слово гипнотизер, обозначающее класс специалистов по гипнозу, обладающих спо­ собностью гипнотизировать, именует здесь представителя другого класса, поводом для чего является приводимая в последней реп­ лике диалога характеристика. По сути, вся эта характеристика фокусируется в одном слове-метафоре гипнотизер. Метафора реализует также субъектив­ но-оценочные возможности обращения: «И совсем тихо, точно благодаря его, девушка произнесла: - Вон! Вон отсюда, болван]» (Л. Анд­ реев. Тьма). Номинант, обозначающий ‘обрубок дерева, чурбан’, используется для субъек­ тивной оценки получателя речи - выража­ ет раздражение по отношению к нему. Попытки создания теории метафоры делались логиками, философами, психоло­ гами и лингвистами разных направлений. Феномен метафоры привлекал к себе круп­ нейших мыслителей, среди которых Ари­ стотель, Руссо, Гегель, Э. Кассирер, X. Ор- тега-и-Гассет и др. Родоначальником всех последующих концепций метафоры был Аристотель, исследовавший ее онтологи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=