Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 И. Е. Герасименко МЕТАФОРА КАК ПРИЕМ ВЫРАЖЕНИЯ КОННОТАТИВНО-ОЦЕНОЧНОЙ СЕМАНТИКИ В настоящей статье рассматривается метафора как один из приемов создания двуплановости и выражения подтекстовых (модусных) смыслов высказывания. Ав тор описывает механизм возникновения коннотативно-оценочного заряда метафо ры, исходя из положений теории метафоры, выдвинутых М. Блэком, Н. Д. Арутю новой, Ю. Д. Апресяном. Нами будет рассматриваться метафора как наиболее продуктивный способ созда ния языковых единиц во вторичной номи нации. Как указывает Н. Д. Арутюнова, «метафора - это колыбель семантики всех полнозначных и служебных слов; Жан Поль имел основания называть язык “сло варем потускневших метафор”» [2, 348]. Метафора - «наиболее мощное средство формирования новых концептов, то есть отражения -в языковой форме нового зна ния о мире - эмпирического, теоретическо го или художественного освоения действи тельности» [9, 81]. Ме т а ф о р а (от греч. metaphora перенос) - троп или механизм речи, со стоящий в употреблении слова, обозна чающего некоторый класс предметов, яв лений и т. п., для характеризации или наи менования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком- либо отношении. В расширительном смыс ле термин «“метафора” применяется к лю бым видам употребления слов в непрямом значении» [5, 296]. По выполнению синтаксических функ ций метафора находится в отношении кон траста к метонимии. Для метонимии ти пично выполнение идентифицирующей функции. Для метафоры, напротив, естест венно функционирование в сфере преди катов. Так, например, слово гипнотизер, выступающее в первичном значении в идентифицирующей функции, во вто ричной номинации (в качестве метафоры) функционирует как характеристика и за нимает соответствующую синтаксическую позицию: «- Ты, Юра, просто обманщик, гипно тизер] Он улыбнулся. - Почему? - Просто фальшивый человек - не смейся! Когда я с тобой, мне кажется то гда, что ничего не может случиться, а ведь это же неправда, ведь всегда что-нибудь может случиться! Разве можно быть такой спокойной, как я сейчас, ведь это же не правда, а делаешь это ты» (Л. Андреев. Полет). Слово гипнотизер, обозначающее класс специалистов по гипнозу, обладающих спо собностью гипнотизировать, именует здесь представителя другого класса, поводом для чего является приводимая в последней реп лике диалога характеристика. По сути, вся эта характеристика фокусируется в одном слове-метафоре гипнотизер. Метафора реализует также субъектив но-оценочные возможности обращения: «И совсем тихо, точно благодаря его, девушка произнесла: - Вон! Вон отсюда, болван]» (Л. Анд реев. Тьма). Номинант, обозначающий ‘обрубок дерева, чурбан’, используется для субъек тивной оценки получателя речи - выража ет раздражение по отношению к нему. Попытки создания теории метафоры делались логиками, философами, психоло гами и лингвистами разных направлений. Феномен метафоры привлекал к себе круп нейших мыслителей, среди которых Ари стотель, Руссо, Гегель, Э. Кассирер, X. Ор- тега-и-Гассет и др. Родоначальником всех последующих концепций метафоры был Аристотель, исследовавший ее онтологи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=