Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ное отношение к изображаемому, но стре мится “перелить вдругого свой взгляд”» [1]. Таким образом, ритмическое единство сплачивает строй речи и развертывающее ся изображение действий и действующих лиц, событий и характеров, и все это ста новится единым движущимся целым, где движение речи наполняется движением жизни. В прозаической целостности и точ ка зрения, и взгляд, и чувство писателя пронизывают художественное изображе ние, и оно, в свою очередь, не может осу ществиться без общей художественной идеи, выраженной не иначе, как в форме движущейся жизни [1]. С этим связано и еще одно важное спе цифическое отличие ритма прозы от рит ма стиха: в ритмически выделенном и пре ображенном стиховом слове непосредст венно воплощается образно-символический смысл, в прозе же этот образный смысл вы ражен через ритмически организованное движение изображенной реальности. Итак, в прозе труднее распознать и объяснить такое понятие, как ритм. Рит мическая же структура поэтических произ ведений легко прослеживается, поскольку проявляется во внешней форме высказыва ния в виде периодичности материальных языковых знаков с довольно четким вре менным интервалом. В прозаическом про изведении ритмическая структура имеет более сложный характер за счет преоб ладания внутренних ритмических процес сов, периодичность которых постигается через анализ [2]. В стихе ритмическая закономерность ' выступает как единый исходный принцип развертывания речи, который может быть отвлеченно выражен в метрической систе ме. В прозе ритмическое единство принци пиально результативно, оно - итог речево го развертывания, а предпосылки и исход ные установки этого текста не получают отчетливого речевого выражения. В прозе единство кристаллизуется из многообра зия, а не многообразие развивается из ясно провозглашенного и непосредственно вы раженного единства. В прозе каждый сле дующий шаг ритмического единства не предопределяется предыдущим, а заново определяется на каждой новой ступени этого движения, но определяется при этом вместе с принципиальной незаменимостью каждого слова в пределах данного целого. Следующая ступень ритмического движе ния в прозе не подсказывается предшест вующей, но в них вместе взятых проявля ется в итоге объединяющий структурный принцип, скрытый в глубинах обычного речевого развертывания [1]. Рассматривая проблему ритмического построения художественной прозы, многие ученые делают попытку проанализировать ритм как явление качественного порядка, служащее для решения проблем усиления эффекта выразительности (Т. Н. Шишкина, 1974; Г. Н. Гумовская, 2001; Е. Э. Никоно ва, 1990 и др.). Не вызывает сомнения тот факт, что ритм является одним из основных организующих элементов, подчиненных об щей цели образного отображения жизни вхудожественном произведении. Из всего вышесказанного следует, что в широком плане ритм прозы представляет собой речевое движение, которое опирает ся на периодическую повторяемость от дельных элементов этого движения. Ритм прозы охватывает закономерности члене ния на отдельные речевые единицы, сле дования этих единиц друг за другом, их взаимного сопоставления и объединения в высшие единства. Ритм прозаического текста является одним из основных организующих элемен тов, подчиненных общей цели образного отображения жизни в художественном про изведении и предстает в художественном тексте как явление, служащее для создания выразительного эффекта произведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=