Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ное отношение к изображаемому, но стре­ мится “перелить вдругого свой взгляд”» [1]. Таким образом, ритмическое единство сплачивает строй речи и развертывающее­ ся изображение действий и действующих лиц, событий и характеров, и все это ста­ новится единым движущимся целым, где движение речи наполняется движением жизни. В прозаической целостности и точ­ ка зрения, и взгляд, и чувство писателя пронизывают художественное изображе­ ние, и оно, в свою очередь, не может осу­ ществиться без общей художественной идеи, выраженной не иначе, как в форме движущейся жизни [1]. С этим связано и еще одно важное спе­ цифическое отличие ритма прозы от рит­ ма стиха: в ритмически выделенном и пре­ ображенном стиховом слове непосредст­ венно воплощается образно-символический смысл, в прозе же этот образный смысл вы­ ражен через ритмически организованное движение изображенной реальности. Итак, в прозе труднее распознать и объяснить такое понятие, как ритм. Рит­ мическая же структура поэтических произ­ ведений легко прослеживается, поскольку проявляется во внешней форме высказыва­ ния в виде периодичности материальных языковых знаков с довольно четким вре­ менным интервалом. В прозаическом про­ изведении ритмическая структура имеет более сложный характер за счет преоб­ ладания внутренних ритмических процес­ сов, периодичность которых постигается через анализ [2]. В стихе ритмическая закономерность ' выступает как единый исходный принцип развертывания речи, который может быть отвлеченно выражен в метрической систе­ ме. В прозе ритмическое единство принци­ пиально результативно, оно - итог речево­ го развертывания, а предпосылки и исход­ ные установки этого текста не получают отчетливого речевого выражения. В прозе единство кристаллизуется из многообра­ зия, а не многообразие развивается из ясно провозглашенного и непосредственно вы­ раженного единства. В прозе каждый сле­ дующий шаг ритмического единства не предопределяется предыдущим, а заново определяется на каждой новой ступени этого движения, но определяется при этом вместе с принципиальной незаменимостью каждого слова в пределах данного целого. Следующая ступень ритмического движе­ ния в прозе не подсказывается предшест­ вующей, но в них вместе взятых проявля­ ется в итоге объединяющий структурный принцип, скрытый в глубинах обычного речевого развертывания [1]. Рассматривая проблему ритмического построения художественной прозы, многие ученые делают попытку проанализировать ритм как явление качественного порядка, служащее для решения проблем усиления эффекта выразительности (Т. Н. Шишкина, 1974; Г. Н. Гумовская, 2001; Е. Э. Никоно­ ва, 1990 и др.). Не вызывает сомнения тот факт, что ритм является одним из основных организующих элементов, подчиненных об­ щей цели образного отображения жизни вхудожественном произведении. Из всего вышесказанного следует, что в широком плане ритм прозы представляет собой речевое движение, которое опирает­ ся на периодическую повторяемость от­ дельных элементов этого движения. Ритм прозы охватывает закономерности члене­ ния на отдельные речевые единицы, сле­ дования этих единиц друг за другом, их взаимного сопоставления и объединения в высшие единства. Ритм прозаического текста является одним из основных организующих элемен­ тов, подчиненных общей цели образного отображения жизни в художественном про­ изведении и предстает в художественном тексте как явление, служащее для создания выразительного эффекта произведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=