Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 вии, что впечатление сходства сохраняется), тем более интересным становится ритм. Так же, как часть эстетического удо­ вольствия, которое мы получаем от поэзии, является следствием того, как язык форми­ руется в метрические формы, существует аналогичное эстетическое удовольствие, доставляемое от прочтения прозы, но его труднее распознать или объяснить, потому что в прозе нет такой нормы, как метриче­ ская организация, и структура прозаиче­ ского произведения отличается в значи­ тельной степени. Ритм прозы, как справедливо полагает Г. Н. Гумовская, - это производное устно­ речевого ритма. Ритм художественной про­ зы - это более осознанно аранжированная, ритмически упорядоченная речь [2]. Проза, безусловно, сближается с «естественными» ритмами языка и с обычными формами речевого ритмико-синтаксического движе­ ния. Опора на «естественный» ритм языка означает прежде всего открытие внутрен­ них богатств этого ритма, кристаллизацию в обычном речевом «беспорядке» значи­ мых ритмических различий многооб­ разных книжных и разговорных, устных и письменных речевых разновидностей. Ритмическая упорядоченность прозаиче­ ского материала приводит к гармонии, к иерархически структурной подчиненнос­ ти частей в отношении к целому. Ритм свя­ зан непосредственно с образом и с идей­ ным содержанием [1]. Многие ученые обращаются к поня­ тию «норма» в прозе, но показателями ритмической упорядоченности в прозе яв­ ляются грамматические условия порядка слов, соответствующие метрической «нор­ ме» в поэзии. Таким образом, прозаическое произведение должно создавать ритмиче­ ский эффект своими собственными средст­ вами и методами. Некоторые из ученых утверждают, что стих - это не только самая правильная, но и самая приемлемая для создания разнооб­ разных ритмических рисунков форма по­ эзии; однако многие другие доказывают, что проза, со своей «безграничной, беско­ нечной многосторонностью, разнообрази­ ем», освобожденная от формальностей рифмы и метра, обладает всеми доступны­ ми средствами для создания ритмического эффекта и сама является высшим приме­ ром ритмического единства (W. Landor, 1824; R. Williams, 1958 и др.). Так, напри­ мер, навязывание прозе поэтических рит­ мических канонов при изучении ее ритма А. М. Пешковский считал «аннулировани­ ем самой задачи исследования». Он писал: «Все ученые исходят как бы из молчаливо­ го предположения о том, что иных ритми­ ческих форм, кроме тех, которые даны в стихе, быть не может. Но такое предпо­ ложение не оправданно». Он соглашался, что стих и проза ритмичны, но ритмичны на разный манер. Он усматривал основу стихотворного ритма в урегулировании числа безударных слогов в такте, а основу прозаического ритма в урегулировании числа тактов в синтагме (фонетическом предложении). Колебание в количестве тактов (ритмических групп) тесно связано с содержанием. Число тактов - это число знаменательных слов. Двумя годами позже А. М. Пешковский писал: «Сущности же ритмических форм прозы я ищу в урегу­ лированном чередовании слабых и силь­ ных тактов (то есть в нормировании числа слабых фонетических предложений, объе­ диненных одним сильным фонетическим предложением, составляющим ударный центр того, что я называю “фонетическим целым”)» [3]. В прозе, где отсутствует метрическая модель, на первое место выступают аку­ стический эффект и выразительность. Ритм поддерживается этими характеристиками, и ритмические модели освобождаются от требований теоретизированного равен­ ства. Определенные синтаксические меха­ низмы занимают место метрического раз­ мера и сами приобретают развернутую метрическую форму. Но хотя нельзя отри­ цать ритмического принципа повторения схожих или идентичных отрезков, едини­ цы прозы не могут быть подчинены стро­ гому равенству. Самые различные писатели-прозаики говорили о доминирующей в художествен­ ной прозе установке на изобразительность. По словам М. М. Гиршмана, «одна из спе­ цифических черт прозы заключается в том, что в ней изобразительная установка до­ минирует, подчиняя себе “стилистический слой”, и прозаик не просто выражает лич

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=