Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 вии, что впечатление сходства сохраняется), тем более интересным становится ритм. Так же, как часть эстетического удо вольствия, которое мы получаем от поэзии, является следствием того, как язык форми руется в метрические формы, существует аналогичное эстетическое удовольствие, доставляемое от прочтения прозы, но его труднее распознать или объяснить, потому что в прозе нет такой нормы, как метриче ская организация, и структура прозаиче ского произведения отличается в значи тельной степени. Ритм прозы, как справедливо полагает Г. Н. Гумовская, - это производное устно речевого ритма. Ритм художественной про зы - это более осознанно аранжированная, ритмически упорядоченная речь [2]. Проза, безусловно, сближается с «естественными» ритмами языка и с обычными формами речевого ритмико-синтаксического движе ния. Опора на «естественный» ритм языка означает прежде всего открытие внутрен них богатств этого ритма, кристаллизацию в обычном речевом «беспорядке» значи мых ритмических различий многооб разных книжных и разговорных, устных и письменных речевых разновидностей. Ритмическая упорядоченность прозаиче ского материала приводит к гармонии, к иерархически структурной подчиненнос ти частей в отношении к целому. Ритм свя зан непосредственно с образом и с идей ным содержанием [1]. Многие ученые обращаются к поня тию «норма» в прозе, но показателями ритмической упорядоченности в прозе яв ляются грамматические условия порядка слов, соответствующие метрической «нор ме» в поэзии. Таким образом, прозаическое произведение должно создавать ритмиче ский эффект своими собственными средст вами и методами. Некоторые из ученых утверждают, что стих - это не только самая правильная, но и самая приемлемая для создания разнооб разных ритмических рисунков форма по эзии; однако многие другие доказывают, что проза, со своей «безграничной, беско нечной многосторонностью, разнообрази ем», освобожденная от формальностей рифмы и метра, обладает всеми доступны ми средствами для создания ритмического эффекта и сама является высшим приме ром ритмического единства (W. Landor, 1824; R. Williams, 1958 и др.). Так, напри мер, навязывание прозе поэтических рит мических канонов при изучении ее ритма А. М. Пешковский считал «аннулировани ем самой задачи исследования». Он писал: «Все ученые исходят как бы из молчаливо го предположения о том, что иных ритми ческих форм, кроме тех, которые даны в стихе, быть не может. Но такое предпо ложение не оправданно». Он соглашался, что стих и проза ритмичны, но ритмичны на разный манер. Он усматривал основу стихотворного ритма в урегулировании числа безударных слогов в такте, а основу прозаического ритма в урегулировании числа тактов в синтагме (фонетическом предложении). Колебание в количестве тактов (ритмических групп) тесно связано с содержанием. Число тактов - это число знаменательных слов. Двумя годами позже А. М. Пешковский писал: «Сущности же ритмических форм прозы я ищу в урегу лированном чередовании слабых и силь ных тактов (то есть в нормировании числа слабых фонетических предложений, объе диненных одним сильным фонетическим предложением, составляющим ударный центр того, что я называю “фонетическим целым”)» [3]. В прозе, где отсутствует метрическая модель, на первое место выступают аку стический эффект и выразительность. Ритм поддерживается этими характеристиками, и ритмические модели освобождаются от требований теоретизированного равен ства. Определенные синтаксические меха низмы занимают место метрического раз мера и сами приобретают развернутую метрическую форму. Но хотя нельзя отри цать ритмического принципа повторения схожих или идентичных отрезков, едини цы прозы не могут быть подчинены стро гому равенству. Самые различные писатели-прозаики говорили о доминирующей в художествен ной прозе установке на изобразительность. По словам М. М. Гиршмана, «одна из спе цифических черт прозы заключается в том, что в ней изобразительная установка до минирует, подчиняя себе “стилистический слой”, и прозаик не просто выражает лич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=