Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого о «движении сбалансированном, парал­ лельном, но разнообразном», которое оп­ ределяет ритм прозы [8]. Однако, если пере­ фразировать это утверждение, получится, что в прозе не существует последователь­ ности высказываний одинаковой метриче­ ской формы, но есть последовательность отрезков, которые «сбалансированы» отно­ сительно друг друга. Это может относиться к фразам приблизительно одинаковой дли­ ны, или похожим по своей синтаксической структуре. Данные отрезки речи образуют подобное волнам движение, то есть слоги, чередующиеся с паузами, с последующим повторением похожей, но не идентичной структуры. Это та структура, которую мы наблюдаем в некоторых видах прозы, а именно в ораторской прозе. Таким обра­ зом, Д. Сейнтсбери уделяет в основном внимание так называемой риторической прозе, или, как он называет ее, «высоко­ ритмизованной прозе», прежде всего наибо­ лее эмоциональным отрывкам. Говоря о проблеме ритма в целом и о ритме прозы в частности, нельзя не за­ тронуть такого важного вопроса, как воп­ рос о категории времени. Профессор Э. Зо- неншайн говорит, что «ритм - это последо­ вательность событий во времени» или, точнее, «такое качество последовательно­ сти событий во времени, которое произво­ дит на нас впечатление пропорции между отрезками, из которых состоит пос­ ледовательность». Таким образом, по утверждению Э. Зо- неншайна, время - это фундаментальная черта ритма. Однако здесь необходимо внести поправку: мы измеряем не время, но события во времени. Что это за «собы­ тия»? Это звуки или группы звуков. Они характеризуются ударением и высотой то­ на, так как высота тона или, точнее, его изменение маркирует события во времени. И, по выражению Э. Зоненшайна, «невоз­ можно отрицать, что сила, напряженность, ударение и высота тона играют важную роль в некоторых проявлениях ритма» [9]. Вместе с тем отнесение их к факторам ритма означает большее: предполагается, что ритм состоит из этих компонентов, что они являются «ингредиентами» ритма. Но все эти компоненты могут быть убраны из ритмической структуры, за исключени­ ем лишь одного из них, и все-таки данная структура не перестанет быть ритмиче­ ской, в то время как в случае исчезновения пропорции между продолжительностью последовательности звуков или групп зву­ ков нарушается ритмический характер данной последовательности. Утверждение, что ритм основывается на факторе времени, является таким оче­ видным, что можно принять его за аксио­ му. Мы живем и двигаемся во времени, весь наш жизненный опыт - это череда со­ бытий во времени, и наша речь не является исключением. Устная речь и письменная речь: континуум звуков и пауз, движение во времени. Мы не можем его избежать: время - это одно из измерений. Вопрос состоит в следующем: какой характер имеет последовательность собы­ тий, которая дает нам чувство ритма? От­ ветить на этот вопрос следует, на наш взгляд, таким образом: наше осознание того, что похожее событие предшествовало настоящему, или ожидание того, что по­ хожее событие последует. Восприятие А, восприятие В, соединенное с информацией об А, восприятие С и т. д. (Понятие «по­ хожее» в данном контексте ни в коем слу­ чае не обозначает «идентичное».) Но все события, как уже говорилось выше, происходят во времени, во времен­ ном континууме, и занимают определенное время, если они не являются чистыми аб­ стракциями. Таким образом, похожи собы­ тия не только во времени, но и по времени. Последовательные события могут быть идентичны сами по себе, но только похожи по продолжительности, и наоборот. Музыка служит наглядным подтвер­ ждением данного положения. Временные интервалы между тактами идентичны. Но ритм музыки состоит не в идентично­ сти только тактов самих по себе, а в разли­ чии их группирования и содержания. Суммируя все вышеперечисленное, мы пришли к выводу, что ритм прозы - это последовательность элементов, групп эле­ ментов, событий, которые похожи друг на друга или схожи по своей продолжитель­ ности; и чем больше они похожи по обе­ им характеристикам, тем более очевиден ритм; и чем больше они не похожи по од­ ной или другой характеристике (при уело-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=