Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого о «движении сбалансированном, парал лельном, но разнообразном», которое оп ределяет ритм прозы [8]. Однако, если пере фразировать это утверждение, получится, что в прозе не существует последователь ности высказываний одинаковой метриче ской формы, но есть последовательность отрезков, которые «сбалансированы» отно сительно друг друга. Это может относиться к фразам приблизительно одинаковой дли ны, или похожим по своей синтаксической структуре. Данные отрезки речи образуют подобное волнам движение, то есть слоги, чередующиеся с паузами, с последующим повторением похожей, но не идентичной структуры. Это та структура, которую мы наблюдаем в некоторых видах прозы, а именно в ораторской прозе. Таким обра зом, Д. Сейнтсбери уделяет в основном внимание так называемой риторической прозе, или, как он называет ее, «высоко ритмизованной прозе», прежде всего наибо лее эмоциональным отрывкам. Говоря о проблеме ритма в целом и о ритме прозы в частности, нельзя не за тронуть такого важного вопроса, как воп рос о категории времени. Профессор Э. Зо- неншайн говорит, что «ритм - это последо вательность событий во времени» или, точнее, «такое качество последовательно сти событий во времени, которое произво дит на нас впечатление пропорции между отрезками, из которых состоит пос ледовательность». Таким образом, по утверждению Э. Зо- неншайна, время - это фундаментальная черта ритма. Однако здесь необходимо внести поправку: мы измеряем не время, но события во времени. Что это за «собы тия»? Это звуки или группы звуков. Они характеризуются ударением и высотой то на, так как высота тона или, точнее, его изменение маркирует события во времени. И, по выражению Э. Зоненшайна, «невоз можно отрицать, что сила, напряженность, ударение и высота тона играют важную роль в некоторых проявлениях ритма» [9]. Вместе с тем отнесение их к факторам ритма означает большее: предполагается, что ритм состоит из этих компонентов, что они являются «ингредиентами» ритма. Но все эти компоненты могут быть убраны из ритмической структуры, за исключени ем лишь одного из них, и все-таки данная структура не перестанет быть ритмиче ской, в то время как в случае исчезновения пропорции между продолжительностью последовательности звуков или групп зву ков нарушается ритмический характер данной последовательности. Утверждение, что ритм основывается на факторе времени, является таким оче видным, что можно принять его за аксио му. Мы живем и двигаемся во времени, весь наш жизненный опыт - это череда со бытий во времени, и наша речь не является исключением. Устная речь и письменная речь: континуум звуков и пауз, движение во времени. Мы не можем его избежать: время - это одно из измерений. Вопрос состоит в следующем: какой характер имеет последовательность собы тий, которая дает нам чувство ритма? От ветить на этот вопрос следует, на наш взгляд, таким образом: наше осознание того, что похожее событие предшествовало настоящему, или ожидание того, что по хожее событие последует. Восприятие А, восприятие В, соединенное с информацией об А, восприятие С и т. д. (Понятие «по хожее» в данном контексте ни в коем слу чае не обозначает «идентичное».) Но все события, как уже говорилось выше, происходят во времени, во времен ном континууме, и занимают определенное время, если они не являются чистыми аб стракциями. Таким образом, похожи собы тия не только во времени, но и по времени. Последовательные события могут быть идентичны сами по себе, но только похожи по продолжительности, и наоборот. Музыка служит наглядным подтвер ждением данного положения. Временные интервалы между тактами идентичны. Но ритм музыки состоит не в идентично сти только тактов самих по себе, а в разли чии их группирования и содержания. Суммируя все вышеперечисленное, мы пришли к выводу, что ритм прозы - это последовательность элементов, групп эле ментов, событий, которые похожи друг на друга или схожи по своей продолжитель ности; и чем больше они похожи по обе им характеристикам, тем более очевиден ритм; и чем больше они не похожи по од ной или другой характеристике (при уело-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=