Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 Ю. А. Богатова РИТМ ПРОЗЫ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Анализ многочисленных исследований позволил языковедам сделать вывод о том, что ритм является неотъемлемой характеристикой как поэтического, так и прозаического литературного произведения. Вместе с тем организация ритма сти­ ха и прозы качественно различны. В широком плане ритм прозы представляет со­ бой речевое движение, которое опирается на периодическую повторяемость от­ дельных элементов этого движения. Ритм прозы охватывает закономерности членения на отдельные речевые единицы, следования этих единиц друг за другом, их взаимного сопоставления и объединения в высшие единства. Ритмическая упо­ рядоченность прозаического материала приводит к гармонии, к иерархически структурной подчиненности частей целому. Ритм связан непосредственно с образом и с идейным содержанием. Точка зрения, выдвинутая в ранних теориях XX в. о том, что ритм в основном связан со строгой повторяемостью, с мет­ рическим размером, явилась малообещаю­ щим началом для любого изучения ритма прозы. Материалом исследования служило что-то измеряемое и отсчитываемое, и про­ зу пытались поставить в рамки строго по­ вторяемых операций, отличающихся по­ следовательностью и постоянством. Не вызывает сомнения, что ритм явля­ ется неотъемлемой характеристикой лите­ ратурного произведения, как поэтического, так и прозаического; однако природа и ор­ ганизация ритма стиха и ритма прозы ка­ чественно различны. Повторяемость как основа ритма имеет устойчивый и ярко выраженный характер, обладающий определенной канонично­ стью, только в поэзии. Она дает возмож­ ность количественного измерения ритма с помощью строгой меры - метра. Художе­ ственная проза ритмична по другой, более свободной, схеме. Для объяснения ритма прозы выдвигают­ ся различные теории. В ранних теорияхXX в. ритм прозы определялся по соотнесенности сритмом стиха. Многие русские лингвисты видели художественную ценность прозы в ее близости к стиху (А. Белый, 1910; JL И. Ти­ мофеев, 1976; идр.). Наблюдения зарубеж­ ных ученых также отражали тенденцию к по­ иску в прозе ритмических закономерностей, характерныхдля поэзии. Так, например, А. Класс выдвинул предположение, что ритм проявляется в том случае, если «разбивка» предложе­ ний «имеет строго соотнесенную длитель­ ность»; он говорит, что в обычном разго­ воре «ударения чередуются с интервалами, которые достаточно различаются, но лишь “случайно” могут быть или очень длинны­ ми, или очень короткими» [6]. Чем более ритмична речь, тем более регулярны эти интервалы. Возникает вопрос: как же оп­ ределить, что та или иная речь «более рит­ мична»? Очевидным является тот факт, что Класс пытался доказать положение о том, что проза делится на равные изохрониче- ские отрезки, однако результаты его ис­ следования опровергали это. ИзвестныефонетистыК.ПайкиД.Аберк­ ромби соглашаются с утверждением А. Клас­ са, что проза делится на равные отрезки, од­ нако они не столь категоричны в своих рассуждениях. К. Пайк пишет, что в анг­ лийской прозе «отрезки ритма имеют тен­ денцию следовать друг за другом таким образом, что промежуток времени между началом ударных слогов лишь “в какой- то мере” постоянен» [7]. Д. Аберкромби в своих высказываниях еще более осторо­ жен, хотя оба автора и поддерживают идею «приблизительного» изохронизма. Ученые-литературоведы, в том числе и Д. Сейнтсбери, более субъективны в своих теориях. В своей работе «История ритма английской прозы» Д. Сейнтсбери говорит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=