Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 Ю. А. Богатова РИТМ ПРОЗЫ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Анализ многочисленных исследований позволил языковедам сделать вывод о том, что ритм является неотъемлемой характеристикой как поэтического, так и прозаического литературного произведения. Вместе с тем организация ритма сти ха и прозы качественно различны. В широком плане ритм прозы представляет со бой речевое движение, которое опирается на периодическую повторяемость от дельных элементов этого движения. Ритм прозы охватывает закономерности членения на отдельные речевые единицы, следования этих единиц друг за другом, их взаимного сопоставления и объединения в высшие единства. Ритмическая упо рядоченность прозаического материала приводит к гармонии, к иерархически структурной подчиненности частей целому. Ритм связан непосредственно с образом и с идейным содержанием. Точка зрения, выдвинутая в ранних теориях XX в. о том, что ритм в основном связан со строгой повторяемостью, с мет рическим размером, явилась малообещаю щим началом для любого изучения ритма прозы. Материалом исследования служило что-то измеряемое и отсчитываемое, и про зу пытались поставить в рамки строго по вторяемых операций, отличающихся по следовательностью и постоянством. Не вызывает сомнения, что ритм явля ется неотъемлемой характеристикой лите ратурного произведения, как поэтического, так и прозаического; однако природа и ор ганизация ритма стиха и ритма прозы ка чественно различны. Повторяемость как основа ритма имеет устойчивый и ярко выраженный характер, обладающий определенной канонично стью, только в поэзии. Она дает возмож ность количественного измерения ритма с помощью строгой меры - метра. Художе ственная проза ритмична по другой, более свободной, схеме. Для объяснения ритма прозы выдвигают ся различные теории. В ранних теорияхXX в. ритм прозы определялся по соотнесенности сритмом стиха. Многие русские лингвисты видели художественную ценность прозы в ее близости к стиху (А. Белый, 1910; JL И. Ти мофеев, 1976; идр.). Наблюдения зарубеж ных ученых также отражали тенденцию к по иску в прозе ритмических закономерностей, характерныхдля поэзии. Так, например, А. Класс выдвинул предположение, что ритм проявляется в том случае, если «разбивка» предложе ний «имеет строго соотнесенную длитель ность»; он говорит, что в обычном разго воре «ударения чередуются с интервалами, которые достаточно различаются, но лишь “случайно” могут быть или очень длинны ми, или очень короткими» [6]. Чем более ритмична речь, тем более регулярны эти интервалы. Возникает вопрос: как же оп ределить, что та или иная речь «более рит мична»? Очевидным является тот факт, что Класс пытался доказать положение о том, что проза делится на равные изохрониче- ские отрезки, однако результаты его ис следования опровергали это. ИзвестныефонетистыК.ПайкиД.Аберк ромби соглашаются с утверждением А. Клас са, что проза делится на равные отрезки, од нако они не столь категоричны в своих рассуждениях. К. Пайк пишет, что в анг лийской прозе «отрезки ритма имеют тен денцию следовать друг за другом таким образом, что промежуток времени между началом ударных слогов лишь “в какой- то мере” постоянен» [7]. Д. Аберкромби в своих высказываниях еще более осторо жен, хотя оба автора и поддерживают идею «приблизительного» изохронизма. Ученые-литературоведы, в том числе и Д. Сейнтсбери, более субъективны в своих теориях. В своей работе «История ритма английской прозы» Д. Сейнтсбери говорит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=