Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ством желанья», «слезами разлуки», «тре­ петом свиданья» - всем, что может испы­ тать только человек, земная, а не божест­ венная «часть» его существа (стихотво­ рение «Есть речи - значенье» [1840]). Следует отметить, что мотив «невырази­ мого» в данном, «земном», варианте тоже связан с мотивом одиночества: «Не встре­ тит ответа // Средь шума мирского // Из пламя и света // Рожденное слово». Чудесное слово ценно только для ли­ рического героя. Другим людям оно непо­ нятно и не нужно. Это слово тоже словно потеряло свое значение и воздействует на лирического героя звуковой стороной, т. е. стало, близко по своей природе «зву­ кам святым», обозначающим Божествен­ ную реальность. Но если это так, то лири­ ческому герою не нужно прерывать молитвы, чтобы ответить на «из пламя и света рожденное слово», поскольку, мо­ лясь, он уже общается с Божественным. По всей видимости, чудесное слово не обозна­ чает ни земную реальность, ни Божествен­ ную. По крайней мере, речь идет не о той Божественной реальности, которую предс­ тавляют себе люди, поскольку их пред­ ставления неизбежно основаны на земном опыте. Лермонтов здесь говорит о чем-то действительно невыразимом, о том, чему нет аналогов на земле, о том, что не с чем сравнить, описывая. Но чуткая душа поэта чувствует зов неведомой стихии и откли­ кается на него. Однако есть в лирике Лермонтова и представление о «невыразимом», не связан­ ном с Божественным инобытием, а, наобо­ рот, рожденном в человеческом мире. Это состояние души, когда она «сама собою стеснена», когда человек находит «корень мук в себе самом» («1831-гоиюня 11 дня»). Таким образом, причина «невыразимос­ ти» - противоречие, заложенное в чело­ веческой душе: добро и зло, «священное» и «порочное» сочетаются в ней. Человек не может приблизиться к Божественному, «злая» составляющая его души не позволя­ ет этого сделать. Таково, по Лермонтову, человеческое несовершенство. У Жуковского «невыразимость» тоже обусловлена человеческим несовершенст­ вом, только понимаемым совсем иначе: человек несовершенен по сравнению с Бо­ гом. Но в человеке живет Божественное, именно поэтому он способен почувство­ вать Его и вне себя. Душа, поЖуковскому, чиста и прекрасна, в ней нет порочного. Соединиться с Божественным ей мешает только телесная земная оболочка. В этом коренное отличие мироощущения Жуков­ ского от мироощущения Лермонтова. УЖуковского человек целен, у Лермонто­ ва - трагически раздвоен, поэтому он ис­ пытывает невыразимые страдания. V. I. Abramova THETHEMEOF “INEXPRESSIBLE” INM. U. LERMONTOVSLYRICPOETRY /лялшфаааавжШ?У , Ж “лхарлеж. The theme of “inexpressible” in Lermontov’s lyric poetry is expressed in close inter­ connection with the other side-themes: the ones of afflatus, loneliness, reminiscences. In Lermontov’s world view there exist some fundamental distinctions from Zhukovsky’s theme of “inexpressible”. In Zhukovsky's works the perfection of nature is implicit, in Lermontov’s ones-implicit is the freedom of soul. Lermontov’s awareness of his own im­ perfection is tragic, Zhukovsky perceives it as something temporal. Zhukovsky’s charac­ ter is a person of integrity, in spite of his imperfection, while Lermontov’s character is tragically ambivalent. Примечания 1Лермонтовскаяэнциклопедия / Гл. ред. В. А.Мануйлов.М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 587. 2Тамже. 3Тамже. С. 205. 4КоровинВ.И.ТворческийпутьЛермонтова.М.: Просвещение, 1973. С. 17. 5Тамже. С. 20. 6Тамже. С. 18. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=