Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

ФИЛОЛОГИЯ № 3, 2005 способны «оживить» лирического героя, «но от них не воскреснет другой» (стихо­ творение «КД.», 1831). Иногда это даже не слова, а звуки: «Как в гробе, зарыто былое / На дне этих звуков святых; /И в мире поймут их лишь двое/ И двое лишь вздрогнут от них» (К* [Прости, мы не встретимся боле]). «Для романтика именно звук стано­ вится символом идеального мира, потому что смысл, значение давно уже искажено, потеряно. ...Музыка находит непосредст­ венный путь к душе человека независимо и помимо слов и понятий,- пишет В. И. Ко­ ровин- В слове, в поэзии также выде­ ляется его звучание, его способность му­ зыкально воздействовать на человека. Рациональным путем нельзя понять со­ вершенство, его можно только почувство­ вать ингуитивно. Поэтому звук становится главной и почти единственной формой пе­ редачи идеального содержания»4. Тема звуков в лирике Лермонтова тес­ но связана с мотивом «невыразимого». Песня ангела (стихотворение «Ангел», 1831) - воспоминание, которое невозмож­ но выразить словами: «И звук его песни в душе молодой // Остался - без слов, но жи­ вой». Само «небо полуночи», где летел ан­ гел,- образ романтической прародины (там душа ощущала блаженство, которого нет на земле). Напомним, что у Жуковского мотив «невыразимого» также часто сопро­ вождается мотивом воспоминания. Пос­ ледний можно расценивать как воспоми­ нание об идеальном мире, в котором некогда пребывала душа. Но уЖуковского этот мотив носит идиллический характер: лирический герой его стихотворений, вспо­ миная, ощущает «животворную, сладкую» грусть, он тоскует по прошедшему, но ему дана надежда на то, что блаженство возвра­ тится. У героев Лермонтова такой надежды нет. Душа томится на земле, и воспоминания о райском блаженстве приносят ей только страдания. Мысль о том, что рай может быть возвращен, в контексте стихотворения не возникает. Мотив воспоминания у Лермон­ това носиттрагическийхарактер. Важно, что воспоминание о рае - это не слово, не образ, а именно звук. «Чело­ век, естественно, не имеет точного знания о блаженстве: в земной жизни есть лишь намеки на него, порой принимающие, правда, форму реалий, но это не само бла­ женство, не сама гармония в ее первоздан­ ном виде. <...> Однако черты гармонии в человеке живы, небо отпечатлелось в нем звуками и дало возможность через звуки не только постигать гармонию всем сущест­ вом, но и страстно стремиться к ней» 5,- пишет В. И. Коровин. Но иная реальность приходит в наш мир и через рожденные на земле звуки, которые благодаря виртуозному исполне­ нию приобретают характеристики «незем­ ных» (стихотворение «Звуки» [1830 или 1831], посвященное учителю игры на гита­ ре и исполнителю-виртуозу Высоцкому). Услышав чудесные звуки, лирический ге­ рой стихотворения забывает «вечность, небо, землю, самого себя», т. е. ощущения его не поддаются описанию через земные представления: он не «на земле», но ине «на небе», он соприкоснулся с какой-то совер­ шенно иной реальностью. Затем невырази­ мые чувства лирического героя обретают земной облик, превращаются в воспоми­ нания о прошедших радостях и горестях (здесь мотив воспоминания близок мотиву воспоминания у Жуковского). «Звуки неве­ домого, “темного” блаженства, не имеющие реального значения, вдруг приобретают об­ раз земной, зримый, сочетаются с реальными фактами и получают их смысл. Так устанав­ ливается потерянная гармония, принимаю­ щая черты видимого, земного мира»6. Гармония устанавливается и в душе лирического героя: «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей». Он обретает потерянную веру и в слово, и в других лю­ дей, снимается противоречие между ним и толпой. Но гармония эта временна. На­ речием «опять» подчеркивается неоднок­ ратность действия. Лирический герой, по всей видимости, не раз терял веру в «слова людей» и снова обретал ее в минуты на­ слаждения чудесными звуками. В стихо­ творении «Звуки» описан один из множе­ ства таких случаев. Звуки перестанут лить­ ся, и гармония снова будет нарушена. В поздней лирике поэта «невырази­ мое», явленное в звуках, тоже нередко при­ нимает земной облик: предстает в виде речей, значение которых «темно иль ни­ чтожно». Но эти речи наполнены «безум

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=