Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого мыслей осознается как труднейшая проб лема творчества» '. Исследователь полага ет, что «невыразимость» обусловлена не зрелостью поэта, который «еще не справ ляется с формой выражения потока мыслей и чувств» 2. Однако в поздней лирике Лер монтова («Не верь себе», 1839 г.) снова возникает и утверждается мысль о несо вершенстве языка и искусства, об их несо стоятельности передать все нюансы карти ны душевного мира. Слово (язык) характеризуется у Лермон това как «ледяное», не имеющее всебе жиз ни. В лирике Жуковского находим подобное определение языкового выражения («мерт вые строки», язык как «мертвое»), У Лер монтова само вдохновение сравнивается с «язвой» или с «отравленным напитком», предстает как нечто, приносящее страдания и умертвляющее. Поэтому лирический герой стихотворения «Не верь себе» призывает «мечтателя молодого» скрыть свои пережи вания, не выставлять их «на диво черни про стодушной». «Праздная толпа» равнодушна к душевным мукам поэта: «Какое дело нам, страдал ты или нет? // На что нам знать твои волненья...». Казалось бы, в стихотворении снова указаны две причины, по которым вы ражение невозможно. Это бедность языка, с одной стороны, инежелание окружающих людей понять героя - с другой. Однако не понимание толпы и вызвано тем, что выра жение несовершенно. Другие люди страда ют не меньше поэта: «из них едва ли есть один, // Тяжелой пыткой не измятый». Но «напев заученный» (т. е. неестественный, закрепившийся в одних и тех же, неизмен ных формах) смешон для них. Передать же свои переживания иначе, по мнению Лер монтова, поэт не в силах, а значит, он сам отчасти виноват в том, что его не понима ют. Сознание своего собственного несо вершенства еще более усугубляет трагизм мироощущения Лермонтова. У Жуковско го осознание несовершенства (человече ского языка, собственного существа) при сутствует, но не является трагическим: несовершенство это временно и когда- нибудь исчезнет (произойдет воссоедине ние отделенных друг от друга проявлений Божественной стихии), поэтому с ним [не совершенством] можно смириться. Лер монтов смиряться не желает и живет, мучи тельно сознавая противоречивость собст венного существа. В других стихотворениях позднего пе риода, в которых затрагивается тема взаи моотношений поэта и толпы («Л не хочу, чтоб свет узнал...»; «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»), невыражение обу словлено полной уверенностью поэта в том, что он не будет понят, что его не захотят понять. Таким образом, мотив «не выразимого», развиваясь в тесной связи с мотивом одиночества, обретает иное, от личное от первоначального, значение. «Не выразимое» - это не то, что не может сказать поэт, а то, чего не хочет понять толпа. Развиваясь в рамках любовной темы, «невыразимое» у Лермонтова, как и у Жу ковского, приобретает характеристики «святой тайны», «святыни сердца»: «Я не мшу ни произнестъ, / Ни написать твое названье: / Для сердца тайное страданье / В его знакомых звуках есть» [Стансы кД*** (1830)]. Эта тайна ревностно оберегается от «других»: «Какое право им дано / Шутить святынею моею?». Невыразимы имя люби мой, само любовное чувство. Они святы. Душа, хранящая их, подобна алтарю, кото рыйбудетосквернен чужим присутствием. Казалось бы, святая тайна не может быть доверена даже любимой: «Мой друг, напрасное старанье! / Скрывал ли я свои мечты? / Обыкновенный звук, названье, / Вот все, чего не знаешь ты». «Лирический герой ревностно обере гает “клад” своих надежд от посягательств чужого взора, накладывая на них своеоб разное вето, запрет,- пишет В. Н. Шикин- Даже любовь, предполагающая предель ную отк|ювенность любящих, здесь бес сильна» . Однако, как следует из приве денной выше стихотворной цитаты, лирический герой не скрывал мечты, дви жения души не были обозначены лишь словесно. Вероятно, любимая должна была понять все без слов. Такое глубокое, «вневербальное», по нимание осуществляется со стороны лири ческого героя. Возлюбленную он сравни вает с Рафаэлевой Мадонной, чье «мол чанье говорит» (стихотворение «Как луч зари, как розы Леля...», 1832). Значение слов, произносимых влюбленными, понят но только этим двум людям. Такие слова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=