Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

илология В. И. Абрамова МОТИВ «НЕВЫРАЗИМОГО» ВЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (в сравнении с «невыразимым» у В. А. Жуковского) В статье делается сравнительный анализ лермонтовского «невыразимого» с «невыразимым» В. А. Жуковского. Оба поэта высказывают мысль о том, что «не­ выразимое» - знак присутствия Божественного, неземного в нашей земной жизни. Человек пребывал некогда в идеальном мире. Оказавшись на земле, он слышит зов своей далекой «родины», смутно вспоминает ее, но не может выразить охвативших его чувств. В. А. Жуковский верит в то, что утраченная целостность и гармония бу­ дут восстановлены. Для М. Ю. Лермонтова они потеряны навсегда. Мотив «невыра­ зимого» уЖуковского идилличен, у Лермонтова - трагичен. Мотив «невыразимого» в лирике М. Ю. Лермонтова проявляется в тесной взаимосвязи с другими близкими ему' моти­ вами и темами, часто трудноотделим от них, неимеетсамостоятельности. В лирике 1828-1829 гг. мотив «невы­ разимого» вплетен в контекст размышле­ ний о сущности творчества. В стихотворе­ нии «Поэт» (1828) юный Лермонтов обращается, как и многие романтики, к ле­ генде о видении Рафаэля, но, в отличие от своих предшественников, он показывает художника в тот момент, когда светлый лик Пречистой Девы уже был запечатлен и вдохновение ушло: «И утомленный и не­ мой // Он забывал огонь небесный». «Невы­ разимость» здесь не предшествует акту творчества, а неизбежно следует за ним. Ху­ дожник, на миг обретший язык, вновь его те­ ряет. Божественное на мгновение снизошло на землю и опять покинуло ее. Но воспо­ минание о нем остается и просветляет: «Но долго, долго ум хранит // Первоначальны впечатленья». В таком восприятии Божест­ венного, которое, удаляясь в горние преде­ лы, оставляет отсвет на земном, Лермонтов близок Жуковскому, однако в стихотво­ рении «Поэт» намечается и отличие лер­ монтовского «невыразимого» от «невыра­ зимого» Жуковского. Немота (молчание) уЛермонтова - знак отсутствия «контак­ та» с Божественным. У Жуковского, на­ оборот, молчание - самый напряженный момент общения с Божественным, кульми­ национная точка этого процесса, когда достигается максимальное единение и по­ нимание: «Все необъятное в единый вздох теснится // И лишь молчание понятно говорит». В другом стихотворении - «Жена Се­ вера» (1829) - и сам акт творчества, и его результат несут на себе отпечаток «не­ выразимого». Таинственная Жена Севера, убивающая людей взглядом, щадит только скальдов, даря им вместо смерти вдохно­ вение: «Они платили песнопеньем // За пламенный восторга час» // И пробужден немым виденьем // Был строен их невнят­ ный глас!...». Здесь немота (молчание) обретает совсем иное значение: это не знак контакта и не знак его отсутствия, молча­ ние вообще не «относится» к поэту. Немо­ та в данном случае «характеризует» виде­ ние: свидетельствует о его таинственности, запредельности, «невыразимости». Поэты («скальды»), напротив, обрета­ ют голос («глас»), который одновременно строен и невнятен. Возможно, Лермонтов делает акцент на звучании, а не на значе­ нии: звук близок к совершенству, значение «темно». Если это предположение верно, то в стихотворении «Жена Севера» скрыты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=