Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: грани и аспекты № 2, 2005 профессора Ю. М. Атрощенко, И. В. Шах- кельдян, В. А. Субботин; А. А. Орлова - «Формирование, профессионального педаго­ гического мышления учитеж как ценности»; Н. А. Шайденко,,— «Разработка концепции функционированияу«системы непрерывного образования»; М. II. Переверзева - «Систем­ ныйресурсно-потеницалъный подход куправ­ лению экономическими а агентами рынка». С 2000 г. функционирую*, расширяя персо­ нальный состав и,уточняя тематику, научные школы математиков и философов. Измени­ лось не только количество научных школ в ТГПУ, но и их удельный вес по предметам: 1998 г: педагогика - 2 школы, химия - 2, пси­ хология - 1, экономика - 1, филология - 1; 2004 г.: химия/биология - 5 (41,6 %); педаго­ гика —3 (25 %); математика, философия, экономика, филология.—по 1школе. В 2004 г. -университетом впервые были заявлены вдунные школы Н. Н. Бу- лухто, А. А. Коротковой, Е. Н. Алифановой, Г. В. Песцоаа. Анализ работы наиболее успешных научных школ (педагогов, философов; хи­ миков) позволяет сделазь .следующие вы­ воды: эффективность деятельности науч­ ной школы, возможность появления новых научных школ прямо зависят от наличия «инфраструктуры» научно-исследователь­ ской работы преподавателей, аспирантов, соискателей, студентов. • К ее элементам относятся: функцио­ нирование научных направлений в рамках и вне рамок научных школ (ЕНФ - 5 школ, 8 направлений научных исследований), работа аспирантуры, докторантуры, нали­ чие диссертационных советов, системати­ ческое участие ППС в финансируемых научных проектах, хозрасчетной дея­ тельности, сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными научными, научно-образовательными учреждениями, развитие НИРС как исследовательского комплекса, включающего в себя НИРС, встроенную в учебный процесс и дополз няющую его. Свидетельством эффективности рабо­ ты научных школ, подтверждением научно­ го авторитета профессорско-преподаватель­ ского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого, своеобразной визитной карточкой вуза являются научные конференции , проводи­ мые на базе университета. 2004 год*в ТГПУ им. Л. Н. Толстого был весьма насыщенным в плане проведе­ ния на его базе научных, научно- методическихд научно-практических кон­ ференций - 17 конференций различного уровня, из них: международных - 6, все­ российских - 4», региональных - 2. Научная весна 2005 г. в ТГПУ пред­ ставлена целым рядом значимых научных мероприятий, Вчисле которых: Региональ­ ная научная конференция «Великая Отече­ ственная война: актуальные проблемы, итоги и уроки», посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (15 марта 2005 г.), VIII Международная студенческая научно-практическая конфе­ ренция «Проблемы молодежи глазами студентов» ( 19-23 апреля 2005 г.), VII ре­ гиональная научно-практическая конфе­ ренция «Гуманитарная наука в Централь­ ном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития» (23-25 мая 2005 г.), ежегодная научно-практическая конферен­ ция профессорско-преподавательского со­ става, аспирантов и студентов университе­ та «Научное обеспечение модернизации образования», научная конференция аспи­ рантов, соискателей, молодых ученых ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Высокий научный, научно-методи­ ческий потенциал наших исследователей и наличие достаточно мощного Издательско­ го центра университета, привлечение вне­ бюджетных средств финансирования науки позволяют динамично развивать изда­ тельскую деятельность. По аккредитационному показателю «количество изданных монографий на 100 преподавателей с учеными степе­ нями и званиями» (не менее 2) возглав­ ляют группу лидеров исторический факультет (48), ТЭСХ (15,2), факультет психологии (10), факультет искусств и гуманитарных наук (4,3), факультеты математики и информатики (3,4) и есте­ ственнонаучный факультет (3,4), а также общеуниверситетские кафедры - духов­ ного наследия Л. Н. Толстого (6), педа­ гогики (5); социальной педагогики и со­ циальной работы (5),

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=