Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2,2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Отсутствие роста финансирования по программам и грантам Министерства обра зования и науки в значительной степени обусловлено его реорганизацией. Вместе с тем университет последовательно ищет свою нишу в финансируемых проектах министерства. В настоящий момент это - научные аспекты воспитательной работы в вузе, исследование эффективного функ ционирования региональных систем под готовки педагогических кадров. В отличие от достаточно стабильно го финансирования проектов ТГПУ по ли нии гранта губернатора Тульской области, включение разработок университетских ученых в Территориальный заказ админи страции Тульской области сопряжено с значительными трудностями, поскольку при его формировании предпочтение отда ется промышленным технологиям. Однако ТГПУ в течение 3 лет проводил исследо вание по созданию университетского ком плекса (рук. проекта Н. А. Шайденко), в 2004 г. в рамках Территориального заказа проведено исследование по теме: «Совре менное экологическое состояние и пер спективы развития сети особо охраняемых природных территорий Тульской области» (рук. проекта JI. Ф. Тарарина). Важную роль в финансировании на учных исследований играет международ ное научное сотрудничество вуза, кон кретным проявлением которого было участие преподавателей в зарубежных грантах и контрактах: «Прожект Хармони Инк»; Фонд поддержки Российского учи тельства (Intel); Грант «Visiting Professor», Грант «American Studies», Стипендия Карнеги в Смольном Коллегиуме, сотруд ничество с Альянсом «Олбани — Тула», канадским Международным агентством развития, Федерацией европейских микро биологических обществ; Банком кредитов экономического развития; Британским со ветом; Фондом Р. Боша (Германия), уча стие в научной программе «Российско- финский парк “Дружба”» и др. Вместе с тем в финансируемых на учных исследованиях принимают участие лишь 25 % профессоров и преподавателей университета. Наиболее успешными по этому показателю являются факультеты: математики и информатики (65 %), ЕНФ (39 %), исторический (33 %), факультет психологии (32 %), общеуниверситетские кафедры: политологии и социологии (100 %), педагогики (79 %). Одним из важных показателей аккре дитации и обязательным условием деятель ности вуза как учреждения высшего профес сионального образования, как научного центра является сохранение, развитие, эф фективное функционирование сформиро вавшихся в университете научных школ, увеличение их численности, связанное с рос том остепененности представителей профес сорско-преподавательского состава, откры тием аспирантуры и докторантуры по новым специальностям, открытием новых диссер тационных советов. Управление лицензирования, аккре дитации и аттестации учебных заведений России Федеральной службы контроля в сфере образования и науки в методических рекомендациях по комплексной оценке деятельности вуза дает определение науч ной школы как четко выраженного направ ления активных научных исследований, результаты которых представлены и опуб ликованы в виде монографий, учебников, статей, возглавляемого признанным спе циалистом в данной области —кандидатом или доктором наук, под чьим руково дством по темам данного направления ве дется подготовка специалистов по про граммам послевузовского профессиональ ного образования и кадров высшей квалификации. Анализ динамики развития научных школ в ТГПУ им. Л. Н. Толстого за 1998 - 2004 гг. обнаруживает их численный рост с 1998 по 2000 г. и стабильность количества научных школ в 2001 - 2004 гг.: 1998 г. - 7 научных школ; 1999 г. - 8; 2000 г. - 13; 2001 г. - 12; 2002 г. - 12; 2003 г. - 12; 2004 г. - 12. Ряд научных школ демонстри руют наибольшую продолжительность ра боты, устойчивость тематики исследова ний, стабильность персонального состава, успешность выполнения аккредитацион ных требований. К их числу относятся научные школы: С. С. Гитиса - «Нуклео фильные реакции ароматических нитро соединений. Синтез и свойства мономе ров для полимембранных материалов», тематику которой ныне разрабатывают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=