Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого В. А. Желтиков, И. С. Новикова, А. А. Желтиков ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНИКОВ г. ТУЛЫ * С помощью методов антропометрии и компьютерной спирометрии проведено обследование 488 школьников 2-11 классов в разных по экологическим условиям районах г. Тулы. Выявлены особенности формирования у детей школьного возраста параметров телосложения и внешнего дыхания в зависимости от уровня загрязнений окружающей среды. Дети - будущее нашего Отечества. От того насколько удачно мы создаем се годня условия для реализации их физиче ского и духовного потенциала, будет зави сеть уровень процветания нашей Родины завтра. Одна из основных задач отечест венной медицины и педагогики - постоян но углублять наши представления о зако нах онтогенетического развития человека и на их основе совершенствовать систему охраны и укрепления здоровья детей, а также методы обучения и воспитания подрастающего поколения. Процессы рос та и развития организма человека тесным образом связаны с состоянием среды оби тания [1]. Это касается формирования как структурных, так и функциональных осо бенностей различных систем в процессе онтогенеза. Антропогенное загрязнение окружающей среды способно вызывать напряжение механизмов гомеостаза, а так же приводить к болезням адаптации [2]. Дети составляют особую категорию в по пуляции жителей, так как наиболее вос приимчивы к воздействию неблагоприят ных факторов в связи с тем, что защитные приспособительные регуляторные меха низмы у них еще не полностью сформиро ваны. Одним из важных и специфических отрезков взросления, а также одновремен ного приспособления к условиям внешней среды у детей является период школьного возраста. В школьные годы происходит по ловое созревание и наиболее интенсивное формирование структурно-морфологических и важнейших физиологических особенностей организма человека для данных условий среды обитания. В экологически неблагопо лучных регионах адаптация детей школь ного возраста в определенной мере отра жает трудности приспособления к учебной деятельности и к неблагоприятным усло виям окружающей среды. Значительная роль в успешности адаптации отводится также социальным факторам. В настоящее время почти у половины детей школьного возраста отмечаются нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, а около 30 % из них имеют признаки расстройств сердечно-сосудистой и дыхательной сис тем [9, 12]. В этой связи сопоставление на этом этапе развития организма морфоло гических и функциональных параметров, от которых зависят адаптационные ре зервы, с характеристиками окружающей среды является актуальной в научном и практическом плане задачей. При этом параметры телосложения и показатели внешнего дыхания достаточно полно ото бражают общую картину возрастной дина мики и приспособительных изменений в организме школьников. В литературе име ются работы, характеризующие состояние функциональных резервов у детей разного возраста в зависимости от климатических, биогеохимических и экологических факто ров [8], однако недостаточно сведений по раннему выявлению отклонений в состоянии здоровья школьников, а также не полно дана оценка особенностям формирования *Исследования проведены в рамках программы «Университеты России», грант№ ур.11.01.482.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=