Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Курс по выбору в полном объеме про­ исходит в компьютерном классе факультета. Первое и последнее занятие проводится с использованием видеопроектора. На вводной лекции преподаватель демонстрирует при­ меры использования в учебном процессе разработанных ранее средств обучения ма­ тематическому анализу, объединенных в ви­ де электронной книги (E-book) Mathcad. На последнем занятии студенты показывают свои средства обучения, описывают методи­ ку их использования в учебном процессе, особенности их разработки, взаимно оцени­ вают результаты проделанной работы. На зачете студент должен продемон­ стрировать знание учебного материала, эта­ пов разработки средств обучения, их мето­ дической поддержки и применения в учебном процессе. К этому относятся: - постановка педагогической задачи на основе выявления проблемы, требую­ щей разрешения; - разработка сценария УВСО, позво­ ляющего разрешить противоречие (что ви­ зуализировать? что и как изменять в эк­ ранной форме?); - подбор «инструментов» Mathcad, обеспечивающих визуализацию; - подбор комбинации «управляющих элементов» Mathcad, обеспечивающих управление визуализацией понятия в логи­ ке его определения или теоремы в логике ее формулировки; - подготовка описания сценария УВСО (задание имен, используемых, в ра­ бочем документе постоянных, перемен­ ных, функций, векторов, матриц и других математических объектов; входных и вы­ ходных переменных управляющих элемен­ тов; описание элементов графиков различ­ ных типов; установление областей, постоянно размещаемых на экране, и об­ ластей, скрываемых в зоне документа); - написание рабочего документа Mathcad, реализующего сценарий УВСО; - отладка (тестирование) УВСО (подбор серии заданий, способствующих лучшему усвоению понятия, теоремы, ме­ тода решения задач и их апробация); - разработка методических указаний учителю по использованию УВСО в режи­ ме демонстрации; - разработка методических указаний учащемуся для самостоятельного выпол­ нения серии заданий; - разработка формы листа наблю­ дений и выводов (для каждого УВСО лист наблюдений имеет уникальную форму, соответствующую логике изуче­ ния понятия или теоремы, набору их со­ ставных элементов). В заключение еще раз обратим внимание на то, что триаду «математика - компьютер - образование» самым тесным образом необходимо увязать в подготов­ ке современного учителя математики, профессиональная компетентность ко­ торого обеспечивается целостностью и взаимосвязью всех дисциплин, изучае­ мых в соответствии с ГОС ВПО. При этом каждая дисциплина должна быть направлена на достижение профессио­ нальной компетентности средствами, от­ ражающими как ее специфику, так и свя­ зи с другими дисциплинами. Можно выделить несколько основных направле­ ний таких связей: - использование ИКТ в преподава­ нии математических дисциплин; - использование математических знаний в преподавании информатических дисциплин; - осуществление профессиональной направленности обучения в двух первых направлениях; - использование ИКТ в преподава­ нии дисциплин «Психология», «Педаго­ гика», «Теория и методика обучения ма­ тематике»; - использование соответствующих возможностей дисциплин «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Информационные технологии в матема­ тике», «Использование современных ин­ формационных и коммуникационных тех­ нологий в учебном процессе». Следуя идее В. И. Вернадского «Учиться специализироваться не по нау­ кам, а по проблемам», особую роль мы должны отвести интегрированным курсам, которые можно организовать в рамках КПВ или вузовского компонента согласно ГОС ВПО. В таких курсах реализуются идеи целостного образования, направлен­ ного на подготовку специалиста, способ­ ного решать профессиональные комплекс­ ные задачи, в том числе по применению ИКТ в процессе обучения математике, что соответствует современной компетентно- стной парадигме образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=