Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Курс по выбору в полном объеме про исходит в компьютерном классе факультета. Первое и последнее занятие проводится с использованием видеопроектора. На вводной лекции преподаватель демонстрирует при меры использования в учебном процессе разработанных ранее средств обучения ма тематическому анализу, объединенных в ви де электронной книги (E-book) Mathcad. На последнем занятии студенты показывают свои средства обучения, описывают методи ку их использования в учебном процессе, особенности их разработки, взаимно оцени вают результаты проделанной работы. На зачете студент должен продемон стрировать знание учебного материала, эта пов разработки средств обучения, их мето дической поддержки и применения в учебном процессе. К этому относятся: - постановка педагогической задачи на основе выявления проблемы, требую щей разрешения; - разработка сценария УВСО, позво ляющего разрешить противоречие (что ви зуализировать? что и как изменять в эк ранной форме?); - подбор «инструментов» Mathcad, обеспечивающих визуализацию; - подбор комбинации «управляющих элементов» Mathcad, обеспечивающих управление визуализацией понятия в логи ке его определения или теоремы в логике ее формулировки; - подготовка описания сценария УВСО (задание имен, используемых, в ра бочем документе постоянных, перемен ных, функций, векторов, матриц и других математических объектов; входных и вы ходных переменных управляющих элемен тов; описание элементов графиков различ ных типов; установление областей, постоянно размещаемых на экране, и об ластей, скрываемых в зоне документа); - написание рабочего документа Mathcad, реализующего сценарий УВСО; - отладка (тестирование) УВСО (подбор серии заданий, способствующих лучшему усвоению понятия, теоремы, ме тода решения задач и их апробация); - разработка методических указаний учителю по использованию УВСО в режи ме демонстрации; - разработка методических указаний учащемуся для самостоятельного выпол нения серии заданий; - разработка формы листа наблю дений и выводов (для каждого УВСО лист наблюдений имеет уникальную форму, соответствующую логике изуче ния понятия или теоремы, набору их со ставных элементов). В заключение еще раз обратим внимание на то, что триаду «математика - компьютер - образование» самым тесным образом необходимо увязать в подготов ке современного учителя математики, профессиональная компетентность ко торого обеспечивается целостностью и взаимосвязью всех дисциплин, изучае мых в соответствии с ГОС ВПО. При этом каждая дисциплина должна быть направлена на достижение профессио нальной компетентности средствами, от ражающими как ее специфику, так и свя зи с другими дисциплинами. Можно выделить несколько основных направле ний таких связей: - использование ИКТ в преподава нии математических дисциплин; - использование математических знаний в преподавании информатических дисциплин; - осуществление профессиональной направленности обучения в двух первых направлениях; - использование ИКТ в преподава нии дисциплин «Психология», «Педаго гика», «Теория и методика обучения ма тематике»; - использование соответствующих возможностей дисциплин «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Информационные технологии в матема тике», «Использование современных ин формационных и коммуникационных тех нологий в учебном процессе». Следуя идее В. И. Вернадского «Учиться специализироваться не по нау кам, а по проблемам», особую роль мы должны отвести интегрированным курсам, которые можно организовать в рамках КПВ или вузовского компонента согласно ГОС ВПО. В таких курсах реализуются идеи целостного образования, направлен ного на подготовку специалиста, способ ного решать профессиональные комплекс ные задачи, в том числе по применению ИКТ в процессе обучения математике, что соответствует современной компетентно- стной парадигме образования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=