Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2,2005 которым целесообразна разработка ИУМК для основного и среднего общего образова­ ния. Это еще раз подтверждает актуальность проводимого нами с 1996 г. на факультете математики и информатики 1111У им. JI. Н. Толстого исследования по приме­ нению ИКТ. сопровождаемого апробацией создаваемых дидактических и методических материалов и методик их использования. Часть временных и других ресурсов в обуче­ нии студентов выделяется на изучение уже имеющихся программных продуктов учеб­ ного назначения по математике, но основное внимание уделяется изучению различных возможностей применения современных СКМ в образовательном процессе. На первом этапе исследования (1996— 2003 гг.) изучены возможности СКМ при ре­ шении математических задач, методические особенности обучения решению задач с по­ мощью СКМ. Апробация полученных мате­ риалов и основных положений проведена при преподавании.дисциплины по выбору «Реше­ ние задач математического анализа с помо­ щью Mathcad 6.0 PLUS», курса по выбору (математика) «Решение задач математическо­ го анализа с помощью математического паке­ та MATLAB», дисциплины специализации (математический анализ) «Решение задач ма­ тематического анализа с помощью вычисли­ тельной среды Mathcad 2001». Итоги иссле­ дований опубликованы [1; 2; 3]. В ходе этого этапа, в 1998-2001 гг., освоены возможности СКМ в разработке визуальных средств обучения (статических и динамических в виде avi-файлов). Апро­ бация средств обучения и методики их разработки произведена при изучении дис­ циплины по выбору «Применение про­ граммного продукта Mathcad для разработ­ ки демонстрационных и контролирующих средств по задачам и методам математиче­ ского анализа» [3]. На втором этапе (2003-2005 гг.) изу­ чены возможности СКМ в разработке управляемых визуальных средств обучения (УВСО) для формирования понятий, ус­ воения теорем и методов решения задач, выявлены методические особенности при­ менения УВСО в учебном процессе, на­ мечена методика обучения студентов разработке средств обучения и их приме­ нения в учебном процессе. Апробация многократно проведена в ходе курса по выбору (математический анализ) «Обу­ чение математическому анализу с помо­ щью вычислительной среды Mathcad 11». Итоги исследований по разработке средств обучения и их применению под­ ведены в работах [4; 6]. На всех этапах исследования осуще­ ствлялось руководство написанием курсо­ вых и дипломных работ (ВКР) с соответст- ву'ющей тематикой, что позволило в режиме индивидуальной работы проверить и уточнить многие детали. Рассмотрим более подробно учебно- методический комплекс курса по выбору (КПВ) «Обучение математическому анали­ зу с помощью вычислительной среды Mathcad 11». Целью курса является озна­ комление студентов с возможностями применения ИКТ при обучении математи­ ческому анализу. Значимость курса для будущего учи­ теля математики объясняется как все более широким внедрением в процесс обучения ИКТ, и так и тем, что многие понятия, тео­ ремы и методы решения задач начал мате­ матического анализа входят в обязатель­ ный минимум содержания основных образовательных программ (базового и профильного уровней) Федерального ком­ понента государственного стандарта сред­ него (полного) общего образования. Основой построения курса являются идеи об образовании как факторе развития человека, тенденции развития общего среднего и высшего педагогического обра­ зования, основы методики преподавания математики, ключевые положения инфор­ матизации образования. В результате изучения КПВ должны быть выработаны умения и навыки по ре­ шению задач математического анализа, применению визуальных средств обучения понятиям и теоремам математического анализа в учебном процессе, разработке с помощью вычислительной средыMathcad 11 средств обучения различных типов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=