Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Согласно философскому обоснова­ нию эти категории выражают объективные связи мира и характеризуют процесс его познания. Единичное - определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; особенное - предмет, взятый в своей конкретной целостности как опреде­ ленно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное; всеобщее , или общее - сходное, отвлеченное от еди­ ничных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы или явления объединяются в ту или иную таксономическую категорию (класс, род, вид и т. д.). На основании этого можно признать, что «экологическая культура» как всеобщее понятие и главная цель эко­ логического образования может быть про­ явлена в аспекте единичного - форме существования всеобщего в действитель­ ности. В качестве «единичного» выступает то понимание экологической культуры, которое наиболее гармонично соответству­ ет личности на каждом определенном эта­ пе непрерывного процесса экологического образования. В связи с этим заметим: трудно не признать тот факт, что экологи­ ческая культура школьников должна отличаться от экологической культуры инженеров-технологов или экологической культуры работников биосферного запо­ ведника. В этом случае речь идет об эколо­ гической культуре каждой отдельно взятой группы как единичной категории. В то же время, несмотря на очевидные особенно­ сти, этим трем «вариантам» толкования экологической культуры присущи сходные признаки, позволяющие объединить их в систему. Главная цель экологического об- разования на всех его этапах связана с личностью, призванной решать задачи ус­ тойчивого развития общества. Если говорить о проявлении качеств особенного в толковании единичного по­ нятия «экологическая культура», то можно отметить следующее: экологическая куль­ тура школьников, проживающих в круп­ ных промышленных городах центральной части России, естественным образом мо­ жет отличаться от экологической культуры школьников того же возраста, проживаю­ щих в оленеводческих районах северной части России или поселках Сибири и Дальнего Востока. Эти отличия и опреде­ ляют особенное как проявление всеобщего в единичном. И речь здесь идет не о «двойных стандартах» в понимании эколо­ гической культуры, а о ее многоплановом проявлении в зависимости от возраста личности: принадлежности ее к опреде­ ленным социально-экономическим, нацио­ нально-этническим, политическим, рели­ гиозным и другим группам. Не претендуя на обоснование эколо­ гической культуры как главной цели эко­ логического образования и как всеобщей категории, отметим все же ее связь с таки­ ми качествами личности, которые позволят ей реализовывать процесс устойчивого развития общества. В связи с этим одной из задач нашего исследования является определение экологической культуры учи­ теля в области экологического образования (в том числе учителя экологии) как еди­ ничной категории, определяющей одну из целей образовательного процесса студен­ тов педвуза, которая является составляю­ щей всеобщей категории «экологическая культура». Вместе с этим мы рассматрива­ ем соотношения категорий: экологическая культура учителя в области экологическо­ го образования, его профессионально­ педагогическая культура и профессио­ нальная компетентность. К S. Kartashova The ecological culture is the main purpose and basis of ecological education at high school The directions of ecological education at high school are touched upon in this paper. Different ways of indicating and defining the aims of ecological education are analysed. Multifunctional use of the notion “ecological culture” as an aim of ecological education is proved.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=