Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 мотности населения. В связи с этим их дос тижение не может быть констатировано, что в дальнейшем предполагает отсутствие воз можности изменения, пересмотра, корректи ровки, а при необходимости - и изменения целей вследствие изменения условий обра зовательного процесса. 2. Из рассмотренных общих целей экологического образования лишь цели, свя занные с формированием экологической от ветственности подрастающего поколения, называют главным результатом этого про цесса, выраженным в ощутимых действиях (принятие и выполнение решений в реаль ных экологических ситуациях). Однако ви димый недостаток таким образом сформули рованной цели, на наш взгляд, заключается в некоторой отстраненности субъекта эколо гического действия от объекта приложения усилий, в некоторой пассивности и необяза тельности выполнения (действительно, при отсутствии реальной экологической ситуа ции экологическая ответственность не может быть проявлена и обнаружена). 3. Вполне оправданным представля ется соотнесение общей цели экологиче ского образования в трудах многих авто ров с таким понятием и явлением, как экологическая культура. Многоаспект- ность этого явления позволяет рассматри вать разнообразные его грани в приложе нии и к разнообразным сторонам процесса экологического образования (так же, как понятие «культура», претерпевает интер претации толкования в зависимости от сфер человеческой деятельности, к кото рой она относится). Такая внутренняя «универсальность» и «многомерность», присущая понятию культура, позволяет выдвигать в качестве цели экологического образования экологическую культуру и для этапа дошкольного образования и воспи тания, и для процесса образования в сред ней основной и средней полной школе, и для разных направлений высшего образо вания, и т. д. С одной стороны, этот факт позволяет говорить о существовании глав ного и общего ориентира в экологическо- гом образовании, что, на первый взгляд, систематизирует, направляет в единое рус ло все составляющие этого непрерывного процесса. С другой стороны, выдвижение экологической культуры в качестве глав ного ориентира в экологическом образова нии рождает серьезное противоречие, ко торое не решено в концептуальных обоснованиях, а именно: до сих пор не принято ни одно толкование понятия «эко логическая культура», которое органично соответствует личности, призванной реа лизовывать процесс устойчивого развития общества, а также свидетельствует о за конченности образовательного процесса и достижении поставленной цели. Это про тиворечие можно считать объективным, так как констатация факта сформирован ное™ культуры личности, а также завер шения процесса этому способствующего, некорректна и вряд ли может быть изобре тен инструментарий, позволяющий засви детельствовать этот факт. Более серьезное противоречие, кото рое имеет тенденции к разрешению, за ключается в том, что в большинстве тру дов, обосновывающих экологическую культуру как цель экологического образо вания, речь идет о компонентном, или эле ментном составе этого понятия для кон кретного этапа этого непрерывного процесса, или рассмотрении «по горизон тали»: компоненты экологической культу ры дошкольников, младших школьников, старшеклассников, студентов, профессио нальных работников. Очевидно, что ис пользование такого универсального поня тия как «экологическая культура» для каждого отдельного этапа экологического образования ставит под сомнение необхо димость существования каждого после дующего этапа при условии, что цель предыдущего этапа (формирование эколо гической культуры) достигнута (иначе, за чем же выдвигать недостижимые цели?). Вероятно, назрела необходимость в рас смотрении понятия «экологическая куль тура» в двух «измерениях» - как «по гори зонтали», так и «по вертикали», т. е. в обозначении сущностных особенностей экологической культуры для каждого этапа как составляющих многокомпонентного и многоаспектного образования. Разрешение этого противоречия возможно при условии рассмотрения, понятия «экологическая культура», проявляющегося в аспектах, обозначаемых философскими категориями всеобщее, особенное, единичное.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=