Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 мотности населения. В связи с этим их дос­ тижение не может быть констатировано, что в дальнейшем предполагает отсутствие воз­ можности изменения, пересмотра, корректи­ ровки, а при необходимости - и изменения целей вследствие изменения условий обра­ зовательного процесса. 2. Из рассмотренных общих целей экологического образования лишь цели, свя­ занные с формированием экологической от­ ветственности подрастающего поколения, называют главным результатом этого про­ цесса, выраженным в ощутимых действиях (принятие и выполнение решений в реаль­ ных экологических ситуациях). Однако ви­ димый недостаток таким образом сформули­ рованной цели, на наш взгляд, заключается в некоторой отстраненности субъекта эколо­ гического действия от объекта приложения усилий, в некоторой пассивности и необяза­ тельности выполнения (действительно, при отсутствии реальной экологической ситуа­ ции экологическая ответственность не может быть проявлена и обнаружена). 3. Вполне оправданным представля­ ется соотнесение общей цели экологиче­ ского образования в трудах многих авто­ ров с таким понятием и явлением, как экологическая культура. Многоаспект- ность этого явления позволяет рассматри­ вать разнообразные его грани в приложе­ нии и к разнообразным сторонам процесса экологического образования (так же, как понятие «культура», претерпевает интер­ претации толкования в зависимости от сфер человеческой деятельности, к кото­ рой она относится). Такая внутренняя «универсальность» и «многомерность», присущая понятию культура, позволяет выдвигать в качестве цели экологического образования экологическую культуру и для этапа дошкольного образования и воспи­ тания, и для процесса образования в сред­ ней основной и средней полной школе, и для разных направлений высшего образо­ вания, и т. д. С одной стороны, этот факт позволяет говорить о существовании глав­ ного и общего ориентира в экологическо- гом образовании, что, на первый взгляд, систематизирует, направляет в единое рус­ ло все составляющие этого непрерывного процесса. С другой стороны, выдвижение экологической культуры в качестве глав­ ного ориентира в экологическом образова­ нии рождает серьезное противоречие, ко­ торое не решено в концептуальных обоснованиях, а именно: до сих пор не принято ни одно толкование понятия «эко­ логическая культура», которое органично соответствует личности, призванной реа­ лизовывать процесс устойчивого развития общества, а также свидетельствует о за­ конченности образовательного процесса и достижении поставленной цели. Это про­ тиворечие можно считать объективным, так как констатация факта сформирован­ ное™ культуры личности, а также завер­ шения процесса этому способствующего, некорректна и вряд ли может быть изобре­ тен инструментарий, позволяющий засви­ детельствовать этот факт. Более серьезное противоречие, кото­ рое имеет тенденции к разрешению, за­ ключается в том, что в большинстве тру­ дов, обосновывающих экологическую культуру как цель экологического образо­ вания, речь идет о компонентном, или эле­ ментном составе этого понятия для кон­ кретного этапа этого непрерывного процесса, или рассмотрении «по горизон­ тали»: компоненты экологической культу­ ры дошкольников, младших школьников, старшеклассников, студентов, профессио­ нальных работников. Очевидно, что ис­ пользование такого универсального поня­ тия как «экологическая культура» для каждого отдельного этапа экологического образования ставит под сомнение необхо­ димость существования каждого после­ дующего этапа при условии, что цель предыдущего этапа (формирование эколо­ гической культуры) достигнута (иначе, за­ чем же выдвигать недостижимые цели?). Вероятно, назрела необходимость в рас­ смотрении понятия «экологическая куль­ тура» в двух «измерениях» - как «по гори­ зонтали», так и «по вертикали», т. е. в обозначении сущностных особенностей экологической культуры для каждого этапа как составляющих многокомпонентного и многоаспектного образования. Разрешение этого противоречия возможно при условии рассмотрения, понятия «экологическая культура», проявляющегося в аспектах, обозначаемых философскими категориями всеобщее, особенное, единичное.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=