Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

№ 2. 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого альностей смогут в ходе своего профессио­ нального становления осуществить интел­ лектуальное. образовательное и инженерное обеспечение процесса сохранения благопри­ ятного состояния окружающей среды и при­ родно-ресурсного потенциала государства. Важной особенностью обеспечения экологи­ ческой грамотности выпускников техниче­ ских университетов является то, что конеч­ ной целью этого процесса должна быть интеграция знаний об окружающей среде и предмете профессиональной подготовки специалистов, позволяющая предвидеть эко­ логические противоречия и решать экологи­ ческие проблемы в рамках профессиональ­ ной специализации. Третье направление деятельности в области экологического образования на эта­ пе вузовского обучения обусловлено необ­ ходимостью подготовки специалистов, спо­ собных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды. Предположительно, это должны быть специалисты, сочетающие экологические знания с широкой гуманитар­ ной подготовкой в области экономики, пра­ воведения и многих других сфер человече­ ской деятельности. Так, например, в качестве основной цели экологического образования инженеров-экологов выдвигается воору­ жение студентов знаниями законов, управляющих связями живых организмов с окружающей средой, законов развития и функционирования экосистем и основны­ ми принципами использования этих законов в практическойдеятельности людей. К этому? направлению относится и подготовка учителей в области экологиче­ ского образования в системе высшего пе­ дагогического образования. В общем виде основной целью этого процесса выдвигает­ ся вооружение будущих специалистов на­ учными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими профессиональную го­ товность к осуществлению экологического образования школьников. При конкретиза­ ции целей и задач экологической подго­ товки отмечается, что процессуальный компонент подготовки будущего учителя экологии для этапа начального образова­ ния предполагает овладение знаниями и умениями, которые отражают систему его деятельности по экологическому воспита­ нию младших школьников. Практическая готовность обусловлена наличием сфоми- рованных на требуемом уровне необходи­ мых умений: умения выявлять у детей ис­ ходное состояние экологического сознания и поведения; умения обоснованно выдвигать задачи их дальнейшего развития; умение планировать работу по экологическому вос­ питанию учащихся; умения отбирать мате­ риал и виды деятельности младших школь­ ников для решения поставленных задач; умения измерять, анализировать и прогнози­ ровать результаты экологического воспита­ ния учащихся, а также ряд частных умений, применяемых в реальных педагогических ситуациях [1]. С П. Глазачев подчеркивает, что цели экологического образования учи­ теля значительно сложнее (относительно остальных этапов экологического образова­ ния) и связаны с явлением эколого-профес- сиональной готовности учителя. Эколого- профессиональиая готовность включает в себя убеждения, знания, умения, опыт твор­ ческой деятельности в области экологиче­ ского образования, которые должны быть адекватны этим высоким целям [3]. Целью профессионально-педагоги­ ческой подготовки будущих учителей- предметников (для этапа основного и пол­ ного среднего образования) признается развитие у студентов фундаментальных эко­ логических знаний, умений, ценностных ориентаций, связанных как с предметной областью «Экология», так и с психолого­ педагогическими теориями; формирование черт экологического стиля мышления, экологически оправданного поведения и реализация экологического императива в школьном обучении [2]. Анализируя формулировки целей эко­ логического образования и воспитания в ву­ зе, можно сделать следующие выводы: 1. Общие цели экологического образо­ вания отражают общие тенденции в разви­ тии современного общества, детермини­ рующие необходимость изменения мировоз­ зрения, мышления, сознания в связи с изменением отношения к окружающей дей­ ствительности, в том числе к природной среде. В то же время эти цели остаются в большей степени декларированными, не обозначают конечный ожидаемый результат процесса формирования экологической гра

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=