Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2. 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого альностей смогут в ходе своего профессио нального становления осуществить интел лектуальное. образовательное и инженерное обеспечение процесса сохранения благопри ятного состояния окружающей среды и при родно-ресурсного потенциала государства. Важной особенностью обеспечения экологи ческой грамотности выпускников техниче ских университетов является то, что конеч ной целью этого процесса должна быть интеграция знаний об окружающей среде и предмете профессиональной подготовки специалистов, позволяющая предвидеть эко логические противоречия и решать экологи ческие проблемы в рамках профессиональ ной специализации. Третье направление деятельности в области экологического образования на эта пе вузовского обучения обусловлено необ ходимостью подготовки специалистов, спо собных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды. Предположительно, это должны быть специалисты, сочетающие экологические знания с широкой гуманитар ной подготовкой в области экономики, пра воведения и многих других сфер человече ской деятельности. Так, например, в качестве основной цели экологического образования инженеров-экологов выдвигается воору жение студентов знаниями законов, управляющих связями живых организмов с окружающей средой, законов развития и функционирования экосистем и основны ми принципами использования этих законов в практическойдеятельности людей. К этому? направлению относится и подготовка учителей в области экологиче ского образования в системе высшего пе дагогического образования. В общем виде основной целью этого процесса выдвигает ся вооружение будущих специалистов на учными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими профессиональную го товность к осуществлению экологического образования школьников. При конкретиза ции целей и задач экологической подго товки отмечается, что процессуальный компонент подготовки будущего учителя экологии для этапа начального образова ния предполагает овладение знаниями и умениями, которые отражают систему его деятельности по экологическому воспита нию младших школьников. Практическая готовность обусловлена наличием сфоми- рованных на требуемом уровне необходи мых умений: умения выявлять у детей ис ходное состояние экологического сознания и поведения; умения обоснованно выдвигать задачи их дальнейшего развития; умение планировать работу по экологическому вос питанию учащихся; умения отбирать мате риал и виды деятельности младших школь ников для решения поставленных задач; умения измерять, анализировать и прогнози ровать результаты экологического воспита ния учащихся, а также ряд частных умений, применяемых в реальных педагогических ситуациях [1]. С П. Глазачев подчеркивает, что цели экологического образования учи теля значительно сложнее (относительно остальных этапов экологического образова ния) и связаны с явлением эколого-профес- сиональной готовности учителя. Эколого- профессиональиая готовность включает в себя убеждения, знания, умения, опыт твор ческой деятельности в области экологиче ского образования, которые должны быть адекватны этим высоким целям [3]. Целью профессионально-педагоги ческой подготовки будущих учителей- предметников (для этапа основного и пол ного среднего образования) признается развитие у студентов фундаментальных эко логических знаний, умений, ценностных ориентаций, связанных как с предметной областью «Экология», так и с психолого педагогическими теориями; формирование черт экологического стиля мышления, экологически оправданного поведения и реализация экологического императива в школьном обучении [2]. Анализируя формулировки целей эко логического образования и воспитания в ву зе, можно сделать следующие выводы: 1. Общие цели экологического образо вания отражают общие тенденции в разви тии современного общества, детермини рующие необходимость изменения мировоз зрения, мышления, сознания в связи с изменением отношения к окружающей дей ствительности, в том числе к природной среде. В то же время эти цели остаются в большей степени декларированными, не обозначают конечный ожидаемый результат процесса формирования экологической гра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=