Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 Н. С. Карташова ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИОРИЕНТИР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВВУЗЕ В работе рассмотрены направления экологического образования в высшей школе. Проанализированы способы постановки и формулировки целей экологического образования. Обосновано многофункциональное использование понятия «экологическая культура» в качестве цели экологического образования. Специфика образовательного про­ цесса в высших учебных заведениях де­ терминирует и специфику целеполагания для этого этапа непрерывного экологиче­ ского образования. В высшем образовании традиционно выделяют три различных на­ правления названного процесса [4, с. 33-34]. Первое направление более всего соотно­ сится с формированием экологического мировоззрения и непосредственно про­ должает решение как образовательных, так и воспитательных задач, выдвинутых еще в средней общеобразовательной школе. Его характерным признаком является обяза­ тельность для всех: вне зависимости от той области деятельности, которую выбирает будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением, опре­ деленным философским обоснованием своей будущей деятельности, реали­ стичным ощущением необходимости гармоничного соразвития человеческого общества и окружающей природной среды и желанием активного участия в процессах развития биосферы. Прямое отношение этого направления к формированию миро­ воззрения объясняет включение предмета «Экология» в перечень дисциплин обще­ культурного блока для студентов практи­ чески всех специальностей. Отмечая осо­ бенности методологии экологического образования студентов гуманитарных и социальных специальностей университе­ тов, специалисты выделяют основные цели и задачи этого процесса, связанные с фор­ мированием и повышением уровня эколо­ гической культуры, необходимой в про­ фессиональной специализации студентов. А целью экологической подготовки сту­ дентов классических университетов - независимо от профиля и специализации выпускника - является подготовка специа­ листов высокой квалификации, способных обеспечить экологически безопасное ус­ тойчивое развитие природных территори­ альных комплексов, экономики, нацио­ нальных и культурных традиций населе­ ния, формирование у студентов грамотного восприятия явлений, связанных с жизне­ деятельностью человека в природной среде, в том числе и с его профессиональ­ ной деятельностью. Второе направление - становление экологического профессионализма будущего специалиста. И если первое направление представляется достаточно универсальным, что накладывает отпечаток на конструиро­ вание целей, делая их более или менее дек­ ларированными, то второе соотносится с характером будущей деятельности выпуск­ ника вуза. Эта деятельность напрямую свя­ зана с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологи­ ческие, хозяйственные или административ­ ные решения с учетом экологических факто­ ров. Конкретность деятельности обуслов­ ливает необходимость конкретизировать и цели экологической подготовки будущего специалиста. Так, прогнозируя выполнение целей экологического образования в техни­ ческом университете, специалисты предпо­ лагают, что выпускники различных специ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=