Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 Н. С. Карташова ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИОРИЕНТИР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВВУЗЕ В работе рассмотрены направления экологического образования в высшей школе. Проанализированы способы постановки и формулировки целей экологического образования. Обосновано многофункциональное использование понятия «экологическая культура» в качестве цели экологического образования. Специфика образовательного про цесса в высших учебных заведениях де терминирует и специфику целеполагания для этого этапа непрерывного экологиче ского образования. В высшем образовании традиционно выделяют три различных на правления названного процесса [4, с. 33-34]. Первое направление более всего соотно сится с формированием экологического мировоззрения и непосредственно про должает решение как образовательных, так и воспитательных задач, выдвинутых еще в средней общеобразовательной школе. Его характерным признаком является обяза тельность для всех: вне зависимости от той области деятельности, которую выбирает будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением, опре деленным философским обоснованием своей будущей деятельности, реали стичным ощущением необходимости гармоничного соразвития человеческого общества и окружающей природной среды и желанием активного участия в процессах развития биосферы. Прямое отношение этого направления к формированию миро воззрения объясняет включение предмета «Экология» в перечень дисциплин обще культурного блока для студентов практи чески всех специальностей. Отмечая осо бенности методологии экологического образования студентов гуманитарных и социальных специальностей университе тов, специалисты выделяют основные цели и задачи этого процесса, связанные с фор мированием и повышением уровня эколо гической культуры, необходимой в про фессиональной специализации студентов. А целью экологической подготовки сту дентов классических университетов - независимо от профиля и специализации выпускника - является подготовка специа листов высокой квалификации, способных обеспечить экологически безопасное ус тойчивое развитие природных территори альных комплексов, экономики, нацио нальных и культурных традиций населе ния, формирование у студентов грамотного восприятия явлений, связанных с жизне деятельностью человека в природной среде, в том числе и с его профессиональ ной деятельностью. Второе направление - становление экологического профессионализма будущего специалиста. И если первое направление представляется достаточно универсальным, что накладывает отпечаток на конструиро вание целей, делая их более или менее дек ларированными, то второе соотносится с характером будущей деятельности выпуск ника вуза. Эта деятельность напрямую свя зана с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологи ческие, хозяйственные или административ ные решения с учетом экологических факто ров. Конкретность деятельности обуслов ливает необходимость конкретизировать и цели экологической подготовки будущего специалиста. Так, прогнозируя выполнение целей экологического образования в техни ческом университете, специалисты предпо лагают, что выпускники различных специ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=