Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. П. Н. Толстого информатики соответствует духу того вре­ мени, когда формируется эта отрасль знания. Обобщение вышеперечисленных опреде­ лений позволяет говорить об информатике как о совокупности средств автоматизиро­ ванной информационной техники и техноло­ гии; особой области экономики, включаю­ щей в себя всю сферу автоматизированной обработки и технологического использова­ ния информации, а также отрасли научного знания, изучающей процессы передачи информации и средства ее автоматизиро­ ванной обработки. Любой школьный предмет отличает­ ся своим, только ему присущим набором базовых понятий и технологий. В качестве базовых понятий информатики можно выделить понятия информации, модели, алгоритма, программы. К базовым техно­ логиям следует отнести создание алгорит­ мов, создание информационных моделей, работу с системным и прикладным про­ граммным обеспечением. Базисность этих технологий и понятий основывается на существовании общей технологии созда­ ния алгоритмов решения задач и единой технологии составления информационных моделей жизненных задач, которые кон­ кретизируются в каждом из школьных предметов. Таким образом, информатика - это школьный учебный предмет, содержа­ ние которого составляет изучение пере­ численных технологий. Общими целями, стоящими перед школьным курсом инфор­ матики, следует считать формирование и развитие научных и технологических зна­ ний и умений, необходимых для понимания информационной точки зрения на мир, для использования информационных техноло­ гий в практической деятельности. Этими целями определяется комплекс задач, ре­ шаемых школьной информатикой: 1) формирование представлений об информации; о единстве информационных принципов строения и функционирования различных самоуправляемых систем; о ро­ ли информационных технологий в разви­ тии общества; 2) развитие теоретического, творче­ ского мышления, формирование операци­ онного мышления, направленного на вы­ бор оптимальных решений: 3) формирование компьютерной грамотности и информационной культуры. Из всего многообразия обозначен­ ных задач в нашем исследовании мы выде­ ляем формирование творческого мышле­ ния студента педагогического вуза как предпосылку развития творческих способ­ ностей его будущих учеников. Человек в своей повседневной дея­ тельности совершает массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. При этом он решает свои профессиональные задачи, которые являются для него привычными и хорошо известными, а каждодневный труд называется исполнительской деятельно­ стью. Обучаясь профессии, человек разви­ вает свои способности: внимание, память, умение копировать действия других, по­ вторять увиденное или услышанное, уме­ ние довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти качества позволя­ ют человеку поступать в какой-либо при­ вычной деятельности по раз и навсегда ус­ тановленному правилу или шаблону. Если же в задаче надо самому поразмыслить, найти ее решение, то это новая задача И даже если она не очень сложная, ее можно отнести к творческим задачам. Диапазон творческих задач необычай­ но широк по сложности - от нахождения ошибки в разработанном алгоритме или ре­ шения информатического кроссворда до про­ ектирования инструментального средства или научного открытия. При решении любой из этих задач происходит акт творчества, на­ ходится новый путь или создается нечто но­ вое. Вот здесь-то и лребуются особые качест­ ва ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбиниро­ вать, находить связи и зависимости, законо­ мерности и т. д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности Деятельность учителя постоянно «пропитана» творчеством, так как он не только решает каждый день новые задачи, но и решение старых задач не может оставаться неизменным в силу обстоятельств профес­ сии: новые ученики, новые условия жизни, и наука не стоит на месте... Эго особенно ак­ туально для учителя информатики, посколь­ ку темпы развития этой науки зачастую опе­ режают темпы любого развития вообще.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=