Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. П. Н. Толстого информатики соответствует духу того вре мени, когда формируется эта отрасль знания. Обобщение вышеперечисленных опреде лений позволяет говорить об информатике как о совокупности средств автоматизиро ванной информационной техники и техноло гии; особой области экономики, включаю щей в себя всю сферу автоматизированной обработки и технологического использова ния информации, а также отрасли научного знания, изучающей процессы передачи информации и средства ее автоматизиро ванной обработки. Любой школьный предмет отличает ся своим, только ему присущим набором базовых понятий и технологий. В качестве базовых понятий информатики можно выделить понятия информации, модели, алгоритма, программы. К базовым техно логиям следует отнести создание алгорит мов, создание информационных моделей, работу с системным и прикладным про граммным обеспечением. Базисность этих технологий и понятий основывается на существовании общей технологии созда ния алгоритмов решения задач и единой технологии составления информационных моделей жизненных задач, которые кон кретизируются в каждом из школьных предметов. Таким образом, информатика - это школьный учебный предмет, содержа ние которого составляет изучение пере численных технологий. Общими целями, стоящими перед школьным курсом инфор матики, следует считать формирование и развитие научных и технологических зна ний и умений, необходимых для понимания информационной точки зрения на мир, для использования информационных техноло гий в практической деятельности. Этими целями определяется комплекс задач, ре шаемых школьной информатикой: 1) формирование представлений об информации; о единстве информационных принципов строения и функционирования различных самоуправляемых систем; о ро ли информационных технологий в разви тии общества; 2) развитие теоретического, творче ского мышления, формирование операци онного мышления, направленного на вы бор оптимальных решений: 3) формирование компьютерной грамотности и информационной культуры. Из всего многообразия обозначен ных задач в нашем исследовании мы выде ляем формирование творческого мышле ния студента педагогического вуза как предпосылку развития творческих способ ностей его будущих учеников. Человек в своей повседневной дея тельности совершает массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. При этом он решает свои профессиональные задачи, которые являются для него привычными и хорошо известными, а каждодневный труд называется исполнительской деятельно стью. Обучаясь профессии, человек разви вает свои способности: внимание, память, умение копировать действия других, по вторять увиденное или услышанное, уме ние довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти качества позволя ют человеку поступать в какой-либо при вычной деятельности по раз и навсегда ус тановленному правилу или шаблону. Если же в задаче надо самому поразмыслить, найти ее решение, то это новая задача И даже если она не очень сложная, ее можно отнести к творческим задачам. Диапазон творческих задач необычай но широк по сложности - от нахождения ошибки в разработанном алгоритме или ре шения информатического кроссворда до про ектирования инструментального средства или научного открытия. При решении любой из этих задач происходит акт творчества, на ходится новый путь или создается нечто но вое. Вот здесь-то и лребуются особые качест ва ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбиниро вать, находить связи и зависимости, законо мерности и т. д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности Деятельность учителя постоянно «пропитана» творчеством, так как он не только решает каждый день новые задачи, но и решение старых задач не может оставаться неизменным в силу обстоятельств профес сии: новые ученики, новые условия жизни, и наука не стоит на месте... Эго особенно ак туально для учителя информатики, посколь ку темпы развития этой науки зачастую опе режают темпы любого развития вообще.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=