Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 В. С. Ванькова, Ю. М. Мартынюк К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ Приведены трактовки понятий творчества, творческой задачи, развития твор ческих способностей. Указаны базовые технологии школьной информатики и опре делен комплекс задач, решаемых ею. Предложены задачи, способствующие разви тию творческих способностей студентов педагогического вуза. Приведены некоторые результаты выполнения подобного рода заданий. Категория творчества в философской литературе трактуется как некий «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духов ные ценности; возникшую в труде способ ность человека из доставляемого действи тельностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многооб разным общественным потребностям». Главное в этом процессе - созидание новой реальности. Но ведь реальность сама по себе не может возникнуть без участия в этом процессе созидающего субъекта. Кто создает эту новую реальность? Чьи спо собности, мотивы, знания и умения влияют на такие качества конечного продукта, как новизна, оригинальность и уникальность? Психология дает на этот вопрос достаточ но ясный и однозначный ответ, трактуя понятие творчества через личностный и процессуальный аспекты. Определяющую роль в творчестве играют «воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребно сти личности в самоактуализации, в рас крытии и расширении своих созидатель ных возможностей». Именно с этой точки зрения мы и будем рассматривать процесс формирования творческих способностей у студентов педагогического вуза, которые выбрали профессию учителя информатики. При этом мы отталкиваемся от положения о том, что каждый студент педагогической специальности, в той или иной мере обла дает способностями, которые можно отне сти к разряду творческих. Наша задача - развить эти способности с целью форми рования профессионально значимых ка честв учителя школы XXI в. вообще и учи теля информатики в частности. Специфика информатики как школь ного учебного предмета определяется ро лью и местом информатики как науки в развитии человеческого общества. Упро щенно определение информатики как ком плексной научной дисциплины укладыва ется в представлении о совокупности средств всей современной техники и тех нологии, суммарное обозначение данной сферы. Некоторое расширение данного понятия позволяет включить в него облас ти, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техни ческим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудо вание, математическое обеспечение, орга низационные аспекты, а также комплекс различных воздействий. Но информатика - это еще и особая отрасль знания. Поэтому можно говорить об информатике как о ес тественной науке, изучающей процессы передачи и обработки информации. Наряду с естественнонаучным и математическим аспектами в информатике присутствуют социальные аспекты современных инфор мационных процессов, а также технико технологическая сторона автоматизиро ванного поиска, передачи, получения, обработки и использования информации. Комплексный, интегративный характер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=