Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 В. С. Ванькова, Ю. М. Мартынюк К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ Приведены трактовки понятий творчества, творческой задачи, развития твор­ ческих способностей. Указаны базовые технологии школьной информатики и опре­ делен комплекс задач, решаемых ею. Предложены задачи, способствующие разви­ тию творческих способностей студентов педагогического вуза. Приведены некоторые результаты выполнения подобного рода заданий. Категория творчества в философской литературе трактуется как некий «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духов­ ные ценности; возникшую в труде способ­ ность человека из доставляемого действи­ тельностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многооб­ разным общественным потребностям». Главное в этом процессе - созидание новой реальности. Но ведь реальность сама по себе не может возникнуть без участия в этом процессе созидающего субъекта. Кто создает эту новую реальность? Чьи спо­ собности, мотивы, знания и умения влияют на такие качества конечного продукта, как новизна, оригинальность и уникальность? Психология дает на этот вопрос достаточ­ но ясный и однозначный ответ, трактуя понятие творчества через личностный и процессуальный аспекты. Определяющую роль в творчестве играют «воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребно­ сти личности в самоактуализации, в рас­ крытии и расширении своих созидатель­ ных возможностей». Именно с этой точки зрения мы и будем рассматривать процесс формирования творческих способностей у студентов педагогического вуза, которые выбрали профессию учителя информатики. При этом мы отталкиваемся от положения о том, что каждый студент педагогической специальности, в той или иной мере обла­ дает способностями, которые можно отне­ сти к разряду творческих. Наша задача - развить эти способности с целью форми­ рования профессионально значимых ка­ честв учителя школы XXI в. вообще и учи­ теля информатики в частности. Специфика информатики как школь­ ного учебного предмета определяется ро­ лью и местом информатики как науки в развитии человеческого общества. Упро­ щенно определение информатики как ком­ плексной научной дисциплины укладыва­ ется в представлении о совокупности средств всей современной техники и тех­ нологии, суммарное обозначение данной сферы. Некоторое расширение данного понятия позволяет включить в него облас­ ти, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техни­ ческим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудо­ вание, математическое обеспечение, орга­ низационные аспекты, а также комплекс различных воздействий. Но информатика - это еще и особая отрасль знания. Поэтому можно говорить об информатике как о ес­ тественной науке, изучающей процессы передачи и обработки информации. Наряду с естественнонаучным и математическим аспектами в информатике присутствуют социальные аспекты современных инфор­ мационных процессов, а также технико­ технологическая сторона автоматизиро­ ванного поиска, передачи, получения, обработки и использования информации. Комплексный, интегративный характер

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=