Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 темам школьного курса химии; «Кто ищет, тот всегда найдет» (конструирование спо­ собов создания и решение проблемных си­ туаций); «Искусство экспериментирова­ ния» (проведение демонстрационных опытов); «Химия и жизнь» (выявление прикладных аспектов содержания и реали­ зация элементов медиаобразования в школьном курсе химии); «Школа педаго­ гического мастерства» (анализ кинофраг­ мента урока). Опыт использования обще­ ственных смотров знаний для оценки качества результативности обучения по­ зволяет сделать заключение о значитель­ ном воспитывающем и развивающем эф­ фекте данной формы контроля, о возможности выявления сформированно- сти интегративных умений будущих учи­ телей химии. Модульное структурирование со­ держания учебного предмета позволяет в значительной степени модернизировать организацию познавательной деятельности обучаемых и систему оценивания ее эф­ фективности. В курсе методики обучения химии наряду <£ традиционным подходом к кон­ тролю результатов обучения нами исполь­ зуется рейтинговая система оценивания. Число баллов дифференцировано с учетом характера и сложности заданий (составле­ ние библиографических обзоров, выполне­ ние химического эксперимента, проекти­ рование и проведение уроков, разработка дидактических комплексов и т. д.). Это по­ зволяет провести поэлементный и уровне- вый анализ достижений в теоретической и практической подготовке. Анализ успешности деятельности обучаемых необходимо осуществлять не только по итоговым показателям, но и с учетом способов их достижения и процес­ суальной стороны. По словам С. Л. Ру­ бинштейна, пагубными и иллюзорными являются представления, «будто знания, которые учитель преподает ученику, меха­ нически проецируются в его сознание, и из поля зрения, таким образом, выпадает соб­ ственная мыслительная работа ученика, которой опосредуется усвоение». В этом отношении актуальным пред­ ставляется вопрос о повышении эффективности тестовых заданий не только как средства контроля и оценки знаний, но и как средства усвоения знаний, предупреждения и коррекции ошибок и затруднений обучаемых. На наш взгляд, в наибольшей степе­ ни данным требованиям соответствует следующая система использования тестов в процессе обучения, которая представлена на рисунке 1, отражающем основные этапы и принципы данного технологического подхода. Его характерными особенностями являются дифференцированный подход, ориентация на индивидуальные особенно­ сти обучаемых. Одним из способов, применяемых нами для выявления результативности мо­ дульно-рейтинговой системы и обеспече­ ния обратной связи с обучаемыми, являет­ ся анкетирование студентов. В частности, проводится анализ сформированное™ компонентов их учебной деятельности с использованием элементов экспресс- диагностики по А. К. Марковой. Нами вы­ явлено, что особое внимание следует уде­ лять развитию у студентов познавательной активности, в частности самостоятельной постановке учебных задач, нахождению разных вариантов выполнения заданий. Важную информацию мы получаем в процессе анкетирования, проводимого по окончании курса методики обучения хи­ мии и направленного на выявление осо­ бенностей его изучения. Студентам пред­ лагается выделить виды деятельности по данному предмету, которые являются наи­ более интересными и важными для буду­ щей профессиональной подготовки, ука­ зать характер мотивации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, оценить ее регулярность, выразить свое отношение к модульно-рейтинговой тех­ нологии и высказать свои пожелания по организации учебных занятий и внеауди­ торной работы по методике обучения хи­ мии. Подтверждается наибольший интерес студентов к активным формам работы, не­ посредственно приближенным к практиче­ ской деятельности учителя химии, таким как освоение химического эксперимента, проведение уроков и их фрагментов. Относительно образовательных тех­ нологий выражается мнение, что их ос­ воение происходит эффективнее, когда непосредственно на лабораторно-практи­ ческих занятиях реализуются элементы конкретных инновационных технологий; большинство студентов дает положитель­ ную оценку использованию модульно­ рейтинговой технологии при изучении методики химии, выявляя на практике ее достоинства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=