Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 темам школьного курса химии; «Кто ищет, тот всегда найдет» (конструирование спо собов создания и решение проблемных си туаций); «Искусство экспериментирова ния» (проведение демонстрационных опытов); «Химия и жизнь» (выявление прикладных аспектов содержания и реали зация элементов медиаобразования в школьном курсе химии); «Школа педаго гического мастерства» (анализ кинофраг мента урока). Опыт использования обще ственных смотров знаний для оценки качества результативности обучения по зволяет сделать заключение о значитель ном воспитывающем и развивающем эф фекте данной формы контроля, о возможности выявления сформированно- сти интегративных умений будущих учи телей химии. Модульное структурирование со держания учебного предмета позволяет в значительной степени модернизировать организацию познавательной деятельности обучаемых и систему оценивания ее эф фективности. В курсе методики обучения химии наряду <£ традиционным подходом к кон тролю результатов обучения нами исполь зуется рейтинговая система оценивания. Число баллов дифференцировано с учетом характера и сложности заданий (составле ние библиографических обзоров, выполне ние химического эксперимента, проекти рование и проведение уроков, разработка дидактических комплексов и т. д.). Это по зволяет провести поэлементный и уровне- вый анализ достижений в теоретической и практической подготовке. Анализ успешности деятельности обучаемых необходимо осуществлять не только по итоговым показателям, но и с учетом способов их достижения и процес суальной стороны. По словам С. Л. Ру бинштейна, пагубными и иллюзорными являются представления, «будто знания, которые учитель преподает ученику, меха нически проецируются в его сознание, и из поля зрения, таким образом, выпадает соб ственная мыслительная работа ученика, которой опосредуется усвоение». В этом отношении актуальным пред ставляется вопрос о повышении эффективности тестовых заданий не только как средства контроля и оценки знаний, но и как средства усвоения знаний, предупреждения и коррекции ошибок и затруднений обучаемых. На наш взгляд, в наибольшей степе ни данным требованиям соответствует следующая система использования тестов в процессе обучения, которая представлена на рисунке 1, отражающем основные этапы и принципы данного технологического подхода. Его характерными особенностями являются дифференцированный подход, ориентация на индивидуальные особенно сти обучаемых. Одним из способов, применяемых нами для выявления результативности мо дульно-рейтинговой системы и обеспече ния обратной связи с обучаемыми, являет ся анкетирование студентов. В частности, проводится анализ сформированное™ компонентов их учебной деятельности с использованием элементов экспресс- диагностики по А. К. Марковой. Нами вы явлено, что особое внимание следует уде лять развитию у студентов познавательной активности, в частности самостоятельной постановке учебных задач, нахождению разных вариантов выполнения заданий. Важную информацию мы получаем в процессе анкетирования, проводимого по окончании курса методики обучения хи мии и направленного на выявление осо бенностей его изучения. Студентам пред лагается выделить виды деятельности по данному предмету, которые являются наи более интересными и важными для буду щей профессиональной подготовки, ука зать характер мотивации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, оценить ее регулярность, выразить свое отношение к модульно-рейтинговой тех нологии и высказать свои пожелания по организации учебных занятий и внеауди торной работы по методике обучения хи мии. Подтверждается наибольший интерес студентов к активным формам работы, не посредственно приближенным к практиче ской деятельности учителя химии, таким как освоение химического эксперимента, проведение уроков и их фрагментов. Относительно образовательных тех нологий выражается мнение, что их ос воение происходит эффективнее, когда непосредственно на лабораторно-практи ческих занятиях реализуются элементы конкретных инновационных технологий; большинство студентов дает положитель ную оценку использованию модульно рейтинговой технологии при изучении методики химии, выявляя на практике ее достоинства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=