Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 - конструктивных (целенаправлен­ ность в организации и проведении учебно- воспитательного процесса); - аналитических (систематизация, анализ различных способов деятельности, в том числе возможных затруднений и ошибок, способов их предотвращения); - коммуникативных (выбор стиля общения); - экспериментальных (проявление творчества и самостоятельности при про­ ведении педагогического эксперимента, способность соответствующим образом его интерпретировать). В качестве ведущей технологии ис­ пользуется технология укрупнения дидак­ тических единиц, а именно технология мо­ дульного обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умст­ венных действий, в нем интегрированы идеи дифференциации, оптимизации обу­ чения; особое внимание уделяется органи­ зации и гибкому управлению самостоя­ тельной познавательной деятельностью обучаемых. Все указанные особенности модульного обучения имеют непосредст­ венное отношение к процессу формирова­ ния рефлексивных качеств личности. Методика использования модульной технологии в данной дисциплине пред­ ставлена в работах Г. М. Чернобельской, М. С. Пак и др. [1; 2]. Вйимание исследо­ вателей к этой технологии обусловлено ее перспективностью в соответствии с обнов­ лением общей парадигмы образования. В данной статье отражен опыт, накоплен­ ный нами в течение 8 лет при разработке и реализации одного из вариантов модульно­ рейтинговой технологии в методике обу­ чения химии [3]. Содержание курса сгруппировано в 8 модулей: 1-й модуль направлен на изуче­ ние требований к организации школьного кабинета химии; модули 2 и 3 - на освое­ ние разделов общей методики; модули 4—7 посвящены методике изучения важнейших разделов школьного курса химии, при этом происходит совершенствование общемето­ дических знаний и умений; модуль 8 носит обобщающий и систематизирующий ха­ рактер (табл. 1). Существенная роль отводится само­ стоятельной работе студентов, направлен­ ной на расширение и углубление теорети­ ческих знаний, на комплексное использование системы различных средств обучения химии, на отработку техники и методики химического эксперимента, на проведение анализа методической литера­ туры, ознакомление с передовым опытом учителей химии, в том числе учителей Ту­ лы и Тульской области. В основе структурирования содер­ жания модулей - принцип преемственного развития, постепенного усложнения учеб­ ного материала, основных видов деятель­ ности, соответствующих трем уровням ус­ воения материала: - 1-й уровень направлен на приобре­ тение первичных методических знаний и умений с использованием предъявляемых ориентировочных основ (пример задания: «Изучите метод графов для анализа содер­ жания темы школьного курса химии по предложенному образцу и уясните алго­ ритм его применения»); - 2-й уровень соответствует поиско­ вой деятельности (пример задания: «Про­ ведите анализ структуры и содержания од­ ного из учебников химии 8-го класса по плану. Проиллюстрируйте конкретными примерами реализацию основных требова­ ний к современным учебникам. Сделайте выводы о характерных особенностях дан­ ного учебника»); - 3-й уровень способствует формиро­ ванию опыта творческой деятельности (пример задания: «Продумайте возможно­ сти организации лабораторного опыта «Получение гидроксида железа(И) и (III)» с учетом уровневой дифференциации, ис­ пользуя учебную программу и учебник (ав­ торы: JI. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Су­ ровцева). Проведите соответствующий фрагмент урока»). Для повышения активности познава­ тельной деятельности студентов на заняти­ ях по теории и методике обучения химии нами широко используются нетрадицион­ ные формы занятий. Например, при изуче­ нии теоретических концепций курса химии мы проводим дидактические игры, кото­ рые требуют от участников проявления высокого уровня химической и методиче­ ской подготовки, широкого кругозора, эрудированности, способности к импрови­ зации (так, в ходе просмотра фрагмента учебного фильма по химии без звукового сопровождения необходимо предложить свои комментарии).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=