Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН № 2, 2005 - конструктивных (целенаправлен ность в организации и проведении учебно- воспитательного процесса); - аналитических (систематизация, анализ различных способов деятельности, в том числе возможных затруднений и ошибок, способов их предотвращения); - коммуникативных (выбор стиля общения); - экспериментальных (проявление творчества и самостоятельности при про ведении педагогического эксперимента, способность соответствующим образом его интерпретировать). В качестве ведущей технологии ис пользуется технология укрупнения дидак тических единиц, а именно технология мо дульного обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умст венных действий, в нем интегрированы идеи дифференциации, оптимизации обу чения; особое внимание уделяется органи зации и гибкому управлению самостоя тельной познавательной деятельностью обучаемых. Все указанные особенности модульного обучения имеют непосредст венное отношение к процессу формирова ния рефлексивных качеств личности. Методика использования модульной технологии в данной дисциплине пред ставлена в работах Г. М. Чернобельской, М. С. Пак и др. [1; 2]. Вйимание исследо вателей к этой технологии обусловлено ее перспективностью в соответствии с обнов лением общей парадигмы образования. В данной статье отражен опыт, накоплен ный нами в течение 8 лет при разработке и реализации одного из вариантов модульно рейтинговой технологии в методике обу чения химии [3]. Содержание курса сгруппировано в 8 модулей: 1-й модуль направлен на изуче ние требований к организации школьного кабинета химии; модули 2 и 3 - на освое ние разделов общей методики; модули 4—7 посвящены методике изучения важнейших разделов школьного курса химии, при этом происходит совершенствование общемето дических знаний и умений; модуль 8 носит обобщающий и систематизирующий ха рактер (табл. 1). Существенная роль отводится само стоятельной работе студентов, направлен ной на расширение и углубление теорети ческих знаний, на комплексное использование системы различных средств обучения химии, на отработку техники и методики химического эксперимента, на проведение анализа методической литера туры, ознакомление с передовым опытом учителей химии, в том числе учителей Ту лы и Тульской области. В основе структурирования содер жания модулей - принцип преемственного развития, постепенного усложнения учеб ного материала, основных видов деятель ности, соответствующих трем уровням ус воения материала: - 1-й уровень направлен на приобре тение первичных методических знаний и умений с использованием предъявляемых ориентировочных основ (пример задания: «Изучите метод графов для анализа содер жания темы школьного курса химии по предложенному образцу и уясните алго ритм его применения»); - 2-й уровень соответствует поиско вой деятельности (пример задания: «Про ведите анализ структуры и содержания од ного из учебников химии 8-го класса по плану. Проиллюстрируйте конкретными примерами реализацию основных требова ний к современным учебникам. Сделайте выводы о характерных особенностях дан ного учебника»); - 3-й уровень способствует формиро ванию опыта творческой деятельности (пример задания: «Продумайте возможно сти организации лабораторного опыта «Получение гидроксида железа(И) и (III)» с учетом уровневой дифференциации, ис пользуя учебную программу и учебник (ав торы: JI. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Су ровцева). Проведите соответствующий фрагмент урока»). Для повышения активности познава тельной деятельности студентов на заняти ях по теории и методике обучения химии нами широко используются нетрадицион ные формы занятий. Например, при изуче нии теоретических концепций курса химии мы проводим дидактические игры, кото рые требуют от участников проявления высокого уровня химической и методиче ской подготовки, широкого кругозора, эрудированности, способности к импрови зации (так, в ходе просмотра фрагмента учебного фильма по химии без звукового сопровождения необходимо предложить свои комментарии).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=