Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН Т. Н. Валуева, И. М. Ахромушкина ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА «ТЕОРИЯ ИМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ» В данной статье представлены основные подходы к организации познава­ тельной деятельности студентов в процессе освоения курса «Теория и методика обучения химии». В качестве ведущей образовательной технологии нами использу­ ется модульно-рейтинговая технология. Предложено блочное структурирование со­ держания курса с учетом преемственного развития, постепенного усложнения учебного материала и основных видов деятельности. Процессы демократизации и гумани­ зации, протекающие в обществе, вызывают адекватное изменение целей образования: основным приоритетом становится разви­ тие личности обучаемых. В этой связи чрезвычайно важной проблемой выступает проблема взаимосвязи достижений учащихся и организации обра­ зовательной деятельности. «Своеобразие отношений знаний и деятельности,- как от­ мечает Н. Ф. Талызина,- состоит в том, что, с одной стороны, характер познавательной деятельности решающим образом влияет на качество знаний, с другой - необходимая познавательная деятельность в большинстве случаев сама должна строиться или совер­ шенствоваться в ходе усвоениязнаний». Если в процессе учебной работы происходит овладение ее рациональными способами, то обучаемые не только будут более эффективно усваивать знания, но и сумеют оценить свои трудности и учебные возможности, смогут легче адаптироваться к социальным реалиям и реализовывать себя в современном обществе. В качестве особого вида деятельно­ сти при организации процесса обучения выступает рефлексия. С одной стороны, она является процессом самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а с другой —включает в себя осознание человеком того, как он воспри­ нимается и оценивается другими. Форми­ рование рефлексии в процессе обучения приводит к повышению его эффективно­ сти, к более полной реализации развиваю­ щей функции. В соответствии с этими подходами строится учебный процесс методической подготовки студентов естественнонаучно­ го факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Тол­ стого на занятиях по «Теории и методике обучения химии», а также при проведении педагогической практики. Проектирование содержания и форм обучения производится с учетом требований Государственного образова­ тельного стандарта, квалификационной характеристики выпускника естествен­ нонаучного факультета, профессиограм- мы учителя химии, программы по мето­ дике обучения химии. В процессе подготовки учителя хи­ мии приоритетное направление приобрета­ ет формирование следующих профессио­ нально-педагогических умений: - диагностических (оценка уровня всестороннего развития учащегося); - проективных (с учетом того, чтобы обучение было опережающим и адекват­ ным современному уровню знаний);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=