Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН Т. Н. Валуева, И. М. Ахромушкина ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА «ТЕОРИЯ ИМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ» В данной статье представлены основные подходы к организации познава тельной деятельности студентов в процессе освоения курса «Теория и методика обучения химии». В качестве ведущей образовательной технологии нами использу ется модульно-рейтинговая технология. Предложено блочное структурирование со держания курса с учетом преемственного развития, постепенного усложнения учебного материала и основных видов деятельности. Процессы демократизации и гумани зации, протекающие в обществе, вызывают адекватное изменение целей образования: основным приоритетом становится разви тие личности обучаемых. В этой связи чрезвычайно важной проблемой выступает проблема взаимосвязи достижений учащихся и организации обра зовательной деятельности. «Своеобразие отношений знаний и деятельности,- как от мечает Н. Ф. Талызина,- состоит в том, что, с одной стороны, характер познавательной деятельности решающим образом влияет на качество знаний, с другой - необходимая познавательная деятельность в большинстве случаев сама должна строиться или совер шенствоваться в ходе усвоениязнаний». Если в процессе учебной работы происходит овладение ее рациональными способами, то обучаемые не только будут более эффективно усваивать знания, но и сумеют оценить свои трудности и учебные возможности, смогут легче адаптироваться к социальным реалиям и реализовывать себя в современном обществе. В качестве особого вида деятельно сти при организации процесса обучения выступает рефлексия. С одной стороны, она является процессом самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а с другой —включает в себя осознание человеком того, как он воспри нимается и оценивается другими. Форми рование рефлексии в процессе обучения приводит к повышению его эффективно сти, к более полной реализации развиваю щей функции. В соответствии с этими подходами строится учебный процесс методической подготовки студентов естественнонаучно го факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Тол стого на занятиях по «Теории и методике обучения химии», а также при проведении педагогической практики. Проектирование содержания и форм обучения производится с учетом требований Государственного образова тельного стандарта, квалификационной характеристики выпускника естествен нонаучного факультета, профессиограм- мы учителя химии, программы по мето дике обучения химии. В процессе подготовки учителя хи мии приоритетное направление приобрета ет формирование следующих профессио нально-педагогических умений: - диагностических (оценка уровня всестороннего развития учащегося); - проективных (с учетом того, чтобы обучение было опережающим и адекват ным современному уровню знаний);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=