Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого совокупности с соответствующими серви сами, средствами навигации и поиска) и их комбинации. Восприятие и понимание ги пертекстовых сообщений, экранная культура текста, электронная риторика взаимоувязаны с учебными материалами, размещаемыми в электронных средах. Встраиваемые в текст веб-страницы, гипертекстовые ссылки раз личаются по решаемым задачам (структур ные, ассоциативные, дополнительные) и по зволяют создать нелинейную структуру обучения с возможностью выбора множест ва различных путей для прочтения текста, реализация которых невозможна в печатном варианте. Согласно глобальным социально демографическим исследованиям возмож ность получения образования обусловлена параметрами личностного, национального и глобального уровней: начальный уровень образования, доходы, возраст, пол, расовое и этническое происхождение, место жительст ва, оснащенность учебного заведения. Последний параметр связан с оценкой го товности учебного заведения к интеграции в единую образовательную среду с учетом сле дующих факторов: доступ к ИКТ препода вателей и студентов; использование ИКТ; человеческий капитал - уровень подготов ленности студентов и преподавательских кадров; наличие благоприятного к переменам климата; государственное регулирование. Усиливается проблема усвоения профессиональных знаний в ограниченные сроки, установленные для обучения, т. е. в образовании налицо увеличение разрыва между содержанием базовых знаний и бы стро изменяющимися потребностями об щества в новых знаниях, умениях и навы ках. Специалисты обращают внимание на технические (качество, надежность, про блемы поиска), психологические (ослабле ние внимания, интеллектуальной воспри имчивости, мозаичность индивидуальной памяти), социальные, культурные, политиче ские, языковые, географические, историче ские и другие коммуникативные барьеры. Организационные вопросы освоения образовательной среды предполагают после довательные этапы: от единичного (иннова ция), затем расширенного освоения техноло гий в масштабах организации (педагогичес кая модернизация) до реструктуризации учебной организации с объединением тра диционной и электронной сред различного уровня. К сожалению, пока у большинства педагогов нет реальной заинтересованности самостоятельно разрабатывать и использо вать ИКТ в учебном процессе на регулярной основе. Все это ставит принципиально новые задачи перед администраторами учебно административных органов: - требуется повышение квалифика ции педагога до уровня применения ИКТ в педагогической практике; - педагог должен иметь технологи ческое пространство для применения своих знаний, умений и навыков в профессио нальной деятельности; - необходима современная база учеб ных и учебно-методических материалов но вого поколения, которую можно использо вать в обучении на регулярной основе; - необходимо развитие коммуника ций, чтобы педагог мог получать инфор мационную и методическую поддержку, а также оперативно обмениваться опытом со своими коллегами; - необходима организация профес сиональной консультационной поддержки по применению ИКТ в образовательном процессе. V. V. Persianov The communicative problems of formation of educational space of the Pedagogical high school Problems of the educational organizations are considered at transition to infonna- tion and communication technologies of training.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=