Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого совокупности с соответствующими серви­ сами, средствами навигации и поиска) и их комбинации. Восприятие и понимание ги­ пертекстовых сообщений, экранная культура текста, электронная риторика взаимоувязаны с учебными материалами, размещаемыми в электронных средах. Встраиваемые в текст веб-страницы, гипертекстовые ссылки раз­ личаются по решаемым задачам (структур­ ные, ассоциативные, дополнительные) и по­ зволяют создать нелинейную структуру обучения с возможностью выбора множест­ ва различных путей для прочтения текста, реализация которых невозможна в печатном варианте. Согласно глобальным социально­ демографическим исследованиям возмож­ ность получения образования обусловлена параметрами личностного, национального и глобального уровней: начальный уровень образования, доходы, возраст, пол, расовое и этническое происхождение, место жительст­ ва, оснащенность учебного заведения. Последний параметр связан с оценкой го­ товности учебного заведения к интеграции в единую образовательную среду с учетом сле­ дующих факторов: доступ к ИКТ препода­ вателей и студентов; использование ИКТ; человеческий капитал - уровень подготов­ ленности студентов и преподавательских кадров; наличие благоприятного к переменам климата; государственное регулирование. Усиливается проблема усвоения профессиональных знаний в ограниченные сроки, установленные для обучения, т. е. в образовании налицо увеличение разрыва между содержанием базовых знаний и бы­ стро изменяющимися потребностями об­ щества в новых знаниях, умениях и навы­ ках. Специалисты обращают внимание на технические (качество, надежность, про­ блемы поиска), психологические (ослабле­ ние внимания, интеллектуальной воспри­ имчивости, мозаичность индивидуальной памяти), социальные, культурные, политиче­ ские, языковые, географические, историче­ ские и другие коммуникативные барьеры. Организационные вопросы освоения образовательной среды предполагают после­ довательные этапы: от единичного (иннова­ ция), затем расширенного освоения техноло­ гий в масштабах организации (педагогичес­ кая модернизация) до реструктуризации учебной организации с объединением тра­ диционной и электронной сред различного уровня. К сожалению, пока у большинства педагогов нет реальной заинтересованности самостоятельно разрабатывать и использо­ вать ИКТ в учебном процессе на регулярной основе. Все это ставит принципиально новые задачи перед администраторами учебно­ административных органов: - требуется повышение квалифика­ ции педагога до уровня применения ИКТ в педагогической практике; - педагог должен иметь технологи­ ческое пространство для применения своих знаний, умений и навыков в профессио­ нальной деятельности; - необходима современная база учеб­ ных и учебно-методических материалов но­ вого поколения, которую можно использо­ вать в обучении на регулярной основе; - необходимо развитие коммуника­ ций, чтобы педагог мог получать инфор­ мационную и методическую поддержку, а также оперативно обмениваться опытом со своими коллегами; - необходима организация профес­ сиональной консультационной поддержки по применению ИКТ в образовательном процессе. V. V. Persianov The communicative problems of formation of educational space of the Pedagogical high school Problems of the educational organizations are considered at transition to infonna- tion and communication technologies of training.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=