Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
ИНФОРМАТИКА № 2, 2005 щими возможность своевременно обнару жить недостатки и оперативно их устра нить (предполагают активность со стороны обучаемого). Принципы обучения, коммуникатив ные по своей сути являются актуальными для разработок программного обеспечения человеко-компьютерного взаимодействия, современных обучающих программ в элек тронной среде. Среди дидактических ха рактеристик электронной среды обучения различают компоненты, связанные с ком пьютером и с телекоммуникациями: ини циирование постоянного контакта между программой и пользователем на основе множества вопросов (принцип интерактив ности); использование специальных мето дов конструирования тестов для определе ния глубины понимания учеником пройденного материала (контролирующий принцип адекватной оценки); изложение содержания материала небольшими струк турированными частями (модульный принцип); выведение подсказки в случае ошибки (принцип обратной связи); закреп ление каждого успешного шага некоторым поощрением (мотивационный принцип). Дистанционное обучение является примером успешной адаптации процессов и методов педагогической коммуникации к образовательной электронной среде. Оно характеризуется использованием различ ных технологий для педагогического взаи модействия (методическая информацион ная поддержка в гиперпространстве, отправка и проверка знаний по электрон ной почте, групповые дискуссии в форуме, списки рассылки) и самостоятельного уче ния студентов (методические пособия, электронные курсы). Для успешного осу ществления дистанционного обучения традиционные и технологические дидакти ческие компоненты должны быть взаимо связаны, наиболее важным является комбинирование способов передачи со держания, которое совершенствуется, бла годаря личностно-деятельностному подхо ду, изменениям в педагогической коммуникации (преимущественно пози тивного характера). В последние годы на основе встро енных интернет-технологий создаются и исследуются интегрированные распреде ленные обучающие среды (IDLE), основ ными компонентами которых являются: 1) область знаний; 2) модуль обучаемого с возможностями мониторинга деятельно сти, отслеживания траектории обучения; 3) модуль обучающего, характеризуемый уровнем базовой и. специальной компетен ции, интересами н активностью, предпоч тениями в методах преподавания; 4) поль зовательский интерфейс. Организация широкого доступа к необходимым учеб ным ресурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального обра зовательного пространства. Наблюдается переход от индивиду ального (межличностная коммуникация, самостоятельное обучение) к групповому (малые и большие группы), от группового к организационному интерфейсу в элек тронных средах обучения, что согласуется с конструктивистским подходом, но требу ет методологической мотивации в соответ ствии с целями и задачами обучения. Педа гогическая коммуникация немногочислен ной по составу группы реализуется между участниками образовательного процесса, которые разделяют общие учебные цели и задачи, имеют чувство принадлежности к данной группе и влияние друг на друга. В учебных группах, использующих методы конструктивизма (объяснительно-иллю стративные, проблемные, проектные, со трудничества, самостоятельности, мозго вого штурма, дискуссии, собеседования, выступления), наблюдается преемствен ность подходов (психолого-педагогические приемы дискуссии в видео- и аудиоконфе ренциях), совершенствование и формиро вание новых комплексных и видоизменен ных форм (словесный анализ текста, построение диалога, критический анализ), позволяющих ставить и решать некогда неразрешимые педагогические задачи. Среди интернет-технологий, под держивающих групповое обучение, следу ет отметить дискуссионные методы (теле- конфренция, список рассылки, веб-форум), интернет-конференции, электронные жур налы (форма научной коммуникации, про блемы повышения доверия), электронные библиотеки (упорядоченные коллекции разнородных электронных документов в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=