Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

ИНФОРМАТИКА № 2, 2005 щими возможность своевременно обнару­ жить недостатки и оперативно их устра­ нить (предполагают активность со стороны обучаемого). Принципы обучения, коммуникатив­ ные по своей сути являются актуальными для разработок программного обеспечения человеко-компьютерного взаимодействия, современных обучающих программ в элек­ тронной среде. Среди дидактических ха­ рактеристик электронной среды обучения различают компоненты, связанные с ком­ пьютером и с телекоммуникациями: ини­ циирование постоянного контакта между программой и пользователем на основе множества вопросов (принцип интерактив­ ности); использование специальных мето­ дов конструирования тестов для определе­ ния глубины понимания учеником пройденного материала (контролирующий принцип адекватной оценки); изложение содержания материала небольшими струк­ турированными частями (модульный принцип); выведение подсказки в случае ошибки (принцип обратной связи); закреп­ ление каждого успешного шага некоторым поощрением (мотивационный принцип). Дистанционное обучение является примером успешной адаптации процессов и методов педагогической коммуникации к образовательной электронной среде. Оно характеризуется использованием различ­ ных технологий для педагогического взаи­ модействия (методическая информацион­ ная поддержка в гиперпространстве, отправка и проверка знаний по электрон­ ной почте, групповые дискуссии в форуме, списки рассылки) и самостоятельного уче­ ния студентов (методические пособия, электронные курсы). Для успешного осу­ ществления дистанционного обучения традиционные и технологические дидакти­ ческие компоненты должны быть взаимо­ связаны, наиболее важным является комбинирование способов передачи со­ держания, которое совершенствуется, бла­ годаря личностно-деятельностному подхо­ ду, изменениям в педагогической коммуникации (преимущественно пози­ тивного характера). В последние годы на основе встро­ енных интернет-технологий создаются и исследуются интегрированные распреде­ ленные обучающие среды (IDLE), основ­ ными компонентами которых являются: 1) область знаний; 2) модуль обучаемого с возможностями мониторинга деятельно­ сти, отслеживания траектории обучения; 3) модуль обучающего, характеризуемый уровнем базовой и. специальной компетен­ ции, интересами н активностью, предпоч­ тениями в методах преподавания; 4) поль­ зовательский интерфейс. Организация широкого доступа к необходимым учеб­ ным ресурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального обра­ зовательного пространства. Наблюдается переход от индивиду­ ального (межличностная коммуникация, самостоятельное обучение) к групповому (малые и большие группы), от группового к организационному интерфейсу в элек­ тронных средах обучения, что согласуется с конструктивистским подходом, но требу­ ет методологической мотивации в соответ­ ствии с целями и задачами обучения. Педа­ гогическая коммуникация немногочислен­ ной по составу группы реализуется между участниками образовательного процесса, которые разделяют общие учебные цели и задачи, имеют чувство принадлежности к данной группе и влияние друг на друга. В учебных группах, использующих методы конструктивизма (объяснительно-иллю­ стративные, проблемные, проектные, со­ трудничества, самостоятельности, мозго­ вого штурма, дискуссии, собеседования, выступления), наблюдается преемствен­ ность подходов (психолого-педагогические приемы дискуссии в видео- и аудиоконфе­ ренциях), совершенствование и формиро­ вание новых комплексных и видоизменен­ ных форм (словесный анализ текста, построение диалога, критический анализ), позволяющих ставить и решать некогда неразрешимые педагогические задачи. Среди интернет-технологий, под­ держивающих групповое обучение, следу­ ет отметить дискуссионные методы (теле- конфренция, список рассылки, веб-форум), интернет-конференции, электронные жур­ налы (форма научной коммуникации, про­ блемы повышения доверия), электронные библиотеки (упорядоченные коллекции разнородных электронных документов в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=