Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ходимости поддержки дидактических ком­ понентов, дружественного интерфейса, эффективной педагогической коммуника­ ции, оптимизации процесса управления обучением. В организационном плане образовательная электронная среда пред­ ставляет собой сложную самонастраиваю­ щуюся и самосовершенствующуюся ком­ муникативную систему, включающую в себя прямую и обратную взаимосвязь меж­ ду учащимися, преподавателями и другими членами учебной организации. Основными характеристиками обра­ зовательной электронной среды являются: открытая учебная архитектура; интегра- тивность как совмещение информацион­ ных и коммуникационных возможностей сред и средств коммуникации, традицион­ ных методов обучения и современных образовательных технологий; мультикуль­ турность как реализуемые коммуникатив­ ные взаимодействия. Педагогическая коммуникация в электронной среде фор­ мируется на стыке естественнонаучных, технических и социально-гуманитарных наук. В развитии коммуникативного соз­ нания выделяют информационное, психо­ логическое и социальное направления. В компьютерной сети объединяются воз­ можности непосредственного (лицом к ли­ цу, межличностного, группового) и опо­ средованного взаимодействия (активный и пассивный источники информации), что характеризуется как межличностная опо­ средованная коммуникация. Коммуника­ ция в образовательной электронной среде определяется педагогической профессией, зависит от сочетания педагогической и на­ учной деятельности специалиста в дости­ жении целей образования и самообучения. Педагогическая коммуникация реа­ лизуется в медиасреде (текстовая, звуко­ вая, телевизионная, компьютерная), отли­ чающейся от традиционной учебной среды, с другими пространственно- временными характеристиками, форми­ руемыми соответствующими ИКТ. Эти технологии больше других телекоммуни­ кационных технологий изменили характе­ ристики коммуникации, на практике рас­ ширив пределы образовательной среды за рамки существовавших до этого времени ограничений пространства и времени. Пространственные характеристики элек­ тронной среды часто ассоциируются с тер­ минами киберпространства, виртуальной реальности, что представляет собой вооб­ ражаемую конструкцию пространства, созданного объединением технологическо­ го и межличностного взаимодействия. Это субъективное ощущение, создаваемое компьютерно-опосредованной коммуника­ цией, получило название эффекта присут­ ствия и может относиться как к пережива­ нию собственного ощущения, так и к восприятию присутствия в пространстве других людей, иногда идеализированных индивидуальностей, в мире, не связанном с действительностью. Восприятию компьютерно-опосредо­ ванной коммуникации как межличностной способствует использование технологий социального интерфейса, поддерживаю­ щих впечатление о личном обращении к пользователю (системы обслуживания, адаптирующиеся к запросам пользователя на порталах, в электронных журналах, ин­ дивидуальные приветствия в списках рас­ сылки, почтовых программах). Объяснени­ ем подобного поведения может служить то, что пользователи прилагают к техноло­ гиям привычные социальные модели коммуникации. Накопленный опыт освоения ИКТ в образовании показывает, что невозможен автоматический и полный перенос имею­ щихся коммуникативных навыков из тра­ диционных в электронную среду ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются или имеют другой вектор направленности в традиционной среде пе­ дагогического общения. Сейчас можно го­ ворить о развитии комбинированного типа взаимодействия в образовательных средах: человек компьютер человек. Формы обу­ чения в электронной среде модифициру­ ются на основе человеко-компьютерного взаимодействия в аудио-, видео-, элек­ тронные лекции (предполагают активность со стороны преподавателя). На основе компьютерно-опосредованной коммуника­ ции они дополняются консультациями в локальном и сетевом режимах, асинхрон­ ными семинарами, семинарами-чатами, видеоконференциями, виртуальными лабо­ раторными практикумами, предоставляю

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=