Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
№ 2, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ходимости поддержки дидактических ком понентов, дружественного интерфейса, эффективной педагогической коммуника ции, оптимизации процесса управления обучением. В организационном плане образовательная электронная среда пред ставляет собой сложную самонастраиваю щуюся и самосовершенствующуюся ком муникативную систему, включающую в себя прямую и обратную взаимосвязь меж ду учащимися, преподавателями и другими членами учебной организации. Основными характеристиками обра зовательной электронной среды являются: открытая учебная архитектура; интегра- тивность как совмещение информацион ных и коммуникационных возможностей сред и средств коммуникации, традицион ных методов обучения и современных образовательных технологий; мультикуль турность как реализуемые коммуникатив ные взаимодействия. Педагогическая коммуникация в электронной среде фор мируется на стыке естественнонаучных, технических и социально-гуманитарных наук. В развитии коммуникативного соз нания выделяют информационное, психо логическое и социальное направления. В компьютерной сети объединяются воз можности непосредственного (лицом к ли цу, межличностного, группового) и опо средованного взаимодействия (активный и пассивный источники информации), что характеризуется как межличностная опо средованная коммуникация. Коммуника ция в образовательной электронной среде определяется педагогической профессией, зависит от сочетания педагогической и на учной деятельности специалиста в дости жении целей образования и самообучения. Педагогическая коммуникация реа лизуется в медиасреде (текстовая, звуко вая, телевизионная, компьютерная), отли чающейся от традиционной учебной среды, с другими пространственно- временными характеристиками, форми руемыми соответствующими ИКТ. Эти технологии больше других телекоммуни кационных технологий изменили характе ристики коммуникации, на практике рас ширив пределы образовательной среды за рамки существовавших до этого времени ограничений пространства и времени. Пространственные характеристики элек тронной среды часто ассоциируются с тер минами киберпространства, виртуальной реальности, что представляет собой вооб ражаемую конструкцию пространства, созданного объединением технологическо го и межличностного взаимодействия. Это субъективное ощущение, создаваемое компьютерно-опосредованной коммуника цией, получило название эффекта присут ствия и может относиться как к пережива нию собственного ощущения, так и к восприятию присутствия в пространстве других людей, иногда идеализированных индивидуальностей, в мире, не связанном с действительностью. Восприятию компьютерно-опосредо ванной коммуникации как межличностной способствует использование технологий социального интерфейса, поддерживаю щих впечатление о личном обращении к пользователю (системы обслуживания, адаптирующиеся к запросам пользователя на порталах, в электронных журналах, ин дивидуальные приветствия в списках рас сылки, почтовых программах). Объяснени ем подобного поведения может служить то, что пользователи прилагают к техноло гиям привычные социальные модели коммуникации. Накопленный опыт освоения ИКТ в образовании показывает, что невозможен автоматический и полный перенос имею щихся коммуникативных навыков из тра диционных в электронную среду ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются или имеют другой вектор направленности в традиционной среде пе дагогического общения. Сейчас можно го ворить о развитии комбинированного типа взаимодействия в образовательных средах: человек компьютер человек. Формы обу чения в электронной среде модифициру ются на основе человеко-компьютерного взаимодействия в аудио-, видео-, элек тронные лекции (предполагают активность со стороны преподавателя). На основе компьютерно-опосредованной коммуника ции они дополняются консультациями в локальном и сетевом режимах, асинхрон ными семинарами, семинарами-чатами, видеоконференциями, виртуальными лабо раторными практикумами, предоставляю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=