Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005
ИНФОРМАТИКА № 2, 2005 НФОРМАТИКА В. В. Персианов КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Проблемы организации образовательного процесса рассмотрены при перехо де к информационно-коммуникативнымметодам обучения. Большинство исследователей пола гают, что применение информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности общества приведет к коренному изменению в ком муникации между людьми. Образование в целом, учение, обучение и педагогическое взаимодействие будут неизбежно транс формироваться. Задача образования за ключается в оказании помощи обучаемо му, позволяющей ему выйти на такой уровень развития, который он не в силах достичь самостоятельно. Л. С. Выготский считал, что любая система образования включает в себя людей-учителей и людей- учеников, а также коммуникационный процесс между ними, позволяющий препо давателям помогать учащимся выполнять задания, с которыми те не в состоянии справиться самостоятельно. Развитие вычислительной техники и телекоммуникаций позволяет перейти в педагогической практике от традиционной среды педагогического общения к взаимо действию в едином образовательном про странстве, формируемом всеми участника ми образовательного процесса. Единое образовательное пространство можно оп ределить как комплекс условий и факто ров, опирающихся на возможности ИКТ и обеспечивающих функционирование обра зовательной системы в целом. Образова тельное пространство учебного заведения складывается из индивидуальных про странств обучаемых и обучающих. Мате риальный компонент индивидуального образовательного пространства в простей шем случае может быть реализован как пакет мультимедийной информации с на глядными связями между различными ре сурсами (текст, графика, видео, страницы Интернет). Материальной базой единого образо вательного пространства является образо вательная электронная среда, к которой относят информационное содержание и коммуникативные возможности локаль ных, корпоративных (университетские, муниципальные, региональные, федераль ные) и глобальных компьютерных сетей, создаваемых и используемых для образо вательных целей участниками образова тельного процесса. Технологические составляющие электронной среды рас сматривают с точки зрения выполняемой ими роли в образовании. Формируемая из информационного наполнения и коммуни кативных возможностей локальных, кор поративных и глобальных сетей, а также физического пространства учебных заве дений образовательная среда не является педагогически «нейтральной» ввиду необ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=