Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №2 2005

ИНФОРМАТИКА № 2, 2005 НФОРМАТИКА В. В. Персианов КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Проблемы организации образовательного процесса рассмотрены при перехо­ де к информационно-коммуникативнымметодам обучения. Большинство исследователей пола­ гают, что применение информационно­ коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности общества приведет к коренному изменению в ком­ муникации между людьми. Образование в целом, учение, обучение и педагогическое взаимодействие будут неизбежно транс­ формироваться. Задача образования за­ ключается в оказании помощи обучаемо­ му, позволяющей ему выйти на такой уровень развития, который он не в силах достичь самостоятельно. Л. С. Выготский считал, что любая система образования включает в себя людей-учителей и людей- учеников, а также коммуникационный процесс между ними, позволяющий препо­ давателям помогать учащимся выполнять задания, с которыми те не в состоянии справиться самостоятельно. Развитие вычислительной техники и телекоммуникаций позволяет перейти в педагогической практике от традиционной среды педагогического общения к взаимо­ действию в едином образовательном про­ странстве, формируемом всеми участника­ ми образовательного процесса. Единое образовательное пространство можно оп­ ределить как комплекс условий и факто­ ров, опирающихся на возможности ИКТ и обеспечивающих функционирование обра­ зовательной системы в целом. Образова­ тельное пространство учебного заведения складывается из индивидуальных про­ странств обучаемых и обучающих. Мате­ риальный компонент индивидуального образовательного пространства в простей­ шем случае может быть реализован как пакет мультимедийной информации с на­ глядными связями между различными ре­ сурсами (текст, графика, видео, страницы Интернет). Материальной базой единого образо­ вательного пространства является образо­ вательная электронная среда, к которой относят информационное содержание и коммуникативные возможности локаль­ ных, корпоративных (университетские, муниципальные, региональные, федераль­ ные) и глобальных компьютерных сетей, создаваемых и используемых для образо­ вательных целей участниками образова­ тельного процесса. Технологические составляющие электронной среды рас­ сматривают с точки зрения выполняемой ими роли в образовании. Формируемая из информационного наполнения и коммуни­ кативных возможностей локальных, кор­ поративных и глобальных сетей, а также физического пространства учебных заве­ дений образовательная среда не является педагогически «нейтральной» ввиду необ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=